Казалось бы, утверждение, вынесенное в заголовок, неверно. Однако давайте посмотрим повнимательнее.
Вот, например, я. Если кто-то меня спросит в лоб «Веришь ли ты в то, что у тебя есть бессмертная душа?», я без всяких сомнений отвечу: «Нет». Такой ответ - лично для меня - закономерен. Я не верю в бога, оба моих родителя были коммунистами, периодически возглавляли первичные партячейки по месту работы, дед (который много нянькался со мной в детстве) был убежденным коммунистом, кадровым офицером, окончившим две академии (уточню - советских академии, не царских). Все мои близкие родственники - неверующие, я не крещен, получил соответствующее воспитание, религиозные идеи мне абсолютно не близки.
И вот вспоминаю я свое далекое детство. Сидит такой атеистически воспитанный ребенок и смотрит по телевизору фильм «Король-Олень». Если кто не знает, сюжет там вертится вокруг того, что плохой премьер-министр (Сергей Юрский) хочет извести хорошего короля (Юрия Яковлева) при помощи хитрого магического трюка. Не помню уже каким образом, но у злодея министра появилась возможность вселить индивидуальность короля в тело оленя, и затем убить этого оленя на охоте, а самому вселиться в вакантное тело короля. План, как обычно, воплотился с организационными накладками, и в результате король вселился в тело премьер-министра, а премьер - в тело короля.
Но это не суть важно. А важно то, что такие повороты сюжета представлялись мне совершенно естественными. То есть я (воспитанный в марксистских традициях ребенок!) не сомневался, что индивидуальность человека нематериальна и просто находится в материальной оболочке, теле - и при определенных обстоятельствах может покинуть эту оболочку и, например, вселиться в другую.
То есть - знание о нематериальности человеческой сущности присутствует в нас априорно.
Сюжет о переселении индивидуальностей из одного тела в другое использован в массе фильмов, многие из которых стали мировыми лидерами проката (например, боевик «Без лица» с Траволтой и Кейджем). Я это к тому, что такой сюжетный ход представляется естественным всем зрителям - иначе они не стали бы ходить на такие фильмы.
Попробуйте обдумать последний тезис, мне он кажется принципиальным. В самом деле, для сравнения - есть, например, ряд фильмов, где главный герой гомосексуален (или бисексуален). Ну, скажем, в фильмах «Четвертый» и «Талантливый мистер Рипли». Мне лично эти фильмы кажутся превосходными, но факт гомосексуальности героев вызывает отторжение. Эти фильмы мне нравятся «несмотря на».
А фильмы с переселением индивидуальностей ни у кого отторжения не вызывают. То есть - людям эта идея присуща априорно, независимо от влияния культурной среды. Значит, каждый из нас на подсознательном уровне знает, что наша сущность, индивидуальность (в классической терминологии - душа) нематериальна.
Уточню в заключение формулировку утверждения:
в каждом из нас присутствует знание о нематериальной природе нашей сущности, индивидуальности. Это знание априорно, то есть не является привнесенным в процессе воспитания и обучения.
Является ли это априорное знание истинным - хороший вопрос.