Захотелось собрать в одном месте некоторые “метафизические” пейзажи Джорджо де Кирико, написанные в 10-х и 20-х годах прошлого века, и сюрреалистические пейзажи Сальвадора Дали, созданные на пятнадцать-двадцать лет позже. Интересно проследить, как идеи де Кирико отразились в творчестве Дали. Тем более, что Дали в России знают все, а де Кирико - относительно немногие.
Итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico, 1888 - 1978) прославился своими работами в стиле так называемой «метафизической живописи». Основным методом метафизизма стал контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, что создавало ирреальный эффект. Родоначальником этого направления был сам де Кирико, позднее образовалась небольшая группа художников-единомышленников. В начале 20-х годов ХХ века метафизическое движение, по сути, сошло со сцены.
Сразу оговорюсь, что мои комментарии - это вовсе не претензия на искусствоведческий анализ, а лишь попытка изложить свои впечатления, не более того.
Вот одна из первых известных работ де Кирико:
Джорджо де Кирико. Загадка прибытия и после полудня, 1912
Пейзаж подчеркнуто геометричен, небо аккуратно закрашено ровными горизонтальными мазками, утрированно прямые линии теней и шахматная клетка гротескно подчеркивают следование законам перспективы - все это придает пейзажу завораживающую безжизненность и отдаляет, отгораживает его от живой реальности. Фигуры двух погруженных в себя людей создают эффект сновидения.
Джорджо де Кирико. Меланхолия прекрасного дня, 1913
Утрированная перспектива, закрашенное ровными штрихами небо. Здесь мы видим два элемента, присутствующих на множестве пейзажей де Кирико: колоннаду и статую. Отметим еще, что элементы пейзажа (здание, человек, статуя) размещены на практически идеальной геометрической плоскости. Из-за этого создается впечатление, будто пейзаж распадается на отдельные артефакты - возникает ассоциация не с реальностью, а с экспозицией скульптур в выставочном зале.
Джорджо де Кирико. Piazza d’Italia, 1914, и Piazza d’Italia (Осенняя меланхолия), 1914
И снова - утрированная перспектива, ровное небо, колоннады, статуи, идеальная плоскость ландшафта. Отметим еще два повторяющихся в картинах де Кирико элемента - ротонду и развевающиеся флажки (и то, и другое присутствует, например, на картине 1912 года, приведенной выше).
Чтобы еще больше подчеркнуть плоскую поверхность, де Кирико часто размещает объекты на чем-то вроде дощатого помоста, либо просто расчерчивает саму плоскость:
Джорджо де Кирико. Беспокойные музы, 1916, и Великий метафизик, 1917
* * *
Сальвадор Дали впервые появился в Париже в 1926 году и, видимо, примерно в то же время увидел работы де Кирико. Вскоре Дали меняет свой художественный стиль: он прекращает упражнения в духе кубизма и начинает рисовать пейзажи, композиционно напоминающие картины де Кирико:
Сальвадор Дали. Фантасмагория, 1929
Бесконечная разлинованная плоскость, на которой размещены колонны, статуи и странные объекты - все это мы видели у де Кирико.
Сальвадор Дали. Фонтан, 1930
Сальвадор Дали. Параноидальная женщина-лошадь, 1930
На последней картине, кстати, мы видим прямые отсылки к де Кирико: красную башню на дальнем плане слева вверху и основание гигантской красной колонны. Вот как это выглядит у де Кирико:
Джорджо де Кирико. Красная башня, 1913, и Завоевание философа, 1914
Объединив столь любимый де Кирико образ красной башни/трубы и хулиганскую пушку с двумя ядрами из картины «Завоевание философа», Дали рисует вот такую композицию:
Сальвадор Дали. Красная антропоморфная башня, 1930
Не забыт и типичный для де Кирико флажок на верхушке… гм-гм… строения. В общем, Дали любил пошутить - это общеизвестно.
Приведем еще один пример переклички тем у де Кирико и Дали (тема - археология, образ - гибрид человеческих фигур и строений):
Де Кирико, Археологи, 1927, и Дали, Археологический отголосок «Анжелюса» Милле, 1935
Еще пример переклички художественных образов де Кирико и Дали:
Джорджо де Кирико. Вознаграждение предсказателя, 1913, и Загадка и меланхолия улицы, 1913
Сальвадор Дали. Морфологическое эхо, ок.1936
Арка в правой части картины вызывает ассоциации с аркой из «Вознаграждения предсказателя», а девочка с обручем превратилась в девочку со скакалкой - образ, присутствующий у Дали на нескольких полотнах (вослед де Кирико, Дали приобрел привычку повторять полюбившийся ему образ на разных картинах). В «Морфологическом эхе» Дали использовал один из своих излюбленных приемов: один и тот же объект представлен в разных ипостасях (силуэт колокола в проеме арки почти точно повторяет силуэт девочки со скакалкой). Этот же прием мы видим на одной из самых знаменитых картин Дали:
Сальвадор Дали. Метаморфоза нарцисса, 1937
Обратим внимание на площадку с шахматной клеткой в правой части картины - возникает прямая ассоциация с картиной де Кирико 1912 года, приведенной в самом начале этой статьи.
А вот просто пейзаж в духе де Кирико, который Дали начал рисовать в 1935 году - но не закончил:
* * *
Начиная с 1920 года, Джорджо де Кирико постепенно отходит от «метафизического» пейзажа в чистом виде, композиции его картин усложняются, стиль становится более классическим:
Джорджо де Кирико. Романская площадь (Меркурий и метафизики), 1920
Джорджо де Кирико. Отплытие аргонавтов, 1921
Джорджо де Кирико. Странные путешественники (романский пейзаж), 1922
Джорджо де Кирико. Берег Фессалии, 1926
На картинах «Романская площадь», «Романский пейзаж» и «Берег Фессалии» мы видим новые (по сравнению с картинами 10-х годов) повторяющиеся элементы: статуи и люди на крышах.
Начиная с конца 20-х годов, де Кирико рисует в основном пейзажи в стиле необарокко. Впрочем, он до глубокой старости любил время от времени создавать копии работ своего раннего периода.