Сальвадор Дали и «Сад земных наслаждений» Босха. Дополнение

Jun 23, 2012 02:30

В предыдущем посте мы показали, что на левой панели триптиха «Сад земных наслаждений» находится автопортрет Сальвадора Дали. Возникает естественный вопрос: может, и на других панелях также имеются метки, указывающие на его авторство?

Имеются. Хотя и не настолько явные. )

Посмотрим, История

Leave a comment

Comments 20

woronin June 23 2012, 04:04:55 UTC
Ваше расследование захватывает. Оно совпадает с моим первым впечатлением в Прадо, когда я увидел картину: Этого не может быть.
Хотя провенанс картины расписан достаточно подробно с указанием её предыдущих названий - "Картина с земляникой" (La Pintura del Madrono)(?) или La Lujuria ("Похоть")(уже ближе).

Ещё одна наводка - ананас на картине. Первое знакомство европейцев с ананасом произошло у Колумба в 1493 на Гваделупе, остаётся прикинуть, сколько времени было,чтобы он или его изображение дошло до Нидерландов. Исследователь Верне извернулся и постановил считать это похожим африканским фруктом, таким образом сдвинув датировку на 1481 год.
Но вот вроде Ludwig von Baldass видел эту работу в 1917 и датировал её 1503-1504 или позднее 1503-1504 (Baldass, Ludwig von, "Die Chronologie der Gemälde des Hieronymus Bosch", in: Jahrbuch der königlichen Preuszischen Kunstsammlungen, XXXVIII (1917), pp. 177-195).
В общем, ждём продолжения.

Reply

nezvanov June 23 2012, 12:36:53 UTC
Спасибо за интересное замечание про ананас ( ... )

Reply

nezvanov June 24 2012, 19:40:47 UTC
Все-таки не выдержал, поинтересовался этой работой Людвига фон Бальдасса. Для начала оказалось, что в этой работе он отнес "Сад" к РАННЕМУ периоду творчества Босха. В более поздних своих работах он полностью пересмотрел хронологию произведений Босха. То есть, Ваша ссылка перемешивает работу фон Бальдасса 17-го года с его поздними сочинениями.

Во-вторых, посмотрите сами: как вообще можно отнести этот мастерски исполненный, сложный триптих к РАННЕМУ творчеству? Видел ли Бальдасс ТОТ САМЫЙ триптих, который сейчас доступен всеобщему просмотру? Короче, дело темное.

Я же предлагаю простые, буквально бьющие по глазам аргументы. Продолжать не замечать профиль а-ля Дали на левой панели можно, только если сознательно отводить глаза. Поэтому я и не хочу лезть в детали. Это примерно так же, как Французская Академия наук перестала вникать в детали, возможно, остроумных конструкций вечных двигателей, поскольку они не перешибали своей усложненностью простого и внятного второго начала термодинамики и закона сохранения энергии...

Reply

woronin June 28 2012, 11:55:53 UTC
Да, я заметил, что там путаница, и, возможно, неспроста.
Что касается профиля Дали, на это указывают некоторые источники, как курьёз:
Curiousity: at the centre right of this section, is a mound of dirt that when looked at closely seems to be a face of a moustached man, what's curious is that this type of image was accredited to a great painter centuries later, Dali. - http://www.spanisharts.com/prado/bosch.htm
То есть (делаю ещё одну слабую попытку оппонировать) вроде как Дали увидел триптих, нашёл близкий себе образ и стал его использовать как основу для автопортрета)))

Reply


timourgazi June 23 2012, 04:22:09 UTC
"Я морж" (с)

Reply


anonymous June 30 2012, 12:58:53 UTC
противоречивые чувства вызвал ваш пост. задумалась и полезла искать подтверждения. (а как иначе с искусствоведческим образованием?!)))
нашла устаревшее название этого вида parus major -внимание!!!!!! синица-кузнечик!!!!

Reply

nezvanov June 30 2012, 23:29:42 UTC
Оххх... Спасибо!

Reply


alexander_pavl July 1 2012, 09:56:10 UTC
Дорогой друг, я очень высоко ценю Ваше предыдущее расследование и потому хотел бы призвать Вас к осторожности, чтобы вы не попали в смешное положение ( ... )

Reply

nezvanov July 1 2012, 18:19:35 UTC
Во как. Интересно. Однако же, я специально написал в своем посте, что не стОит считать Дали изобретателем этих персонажей. Моя мысль была проста: я хотел показать насколько отдельные детали этих рисунков похожи на детали “Сада”. При этом я старался обращать внимание на такие детали, которые не встречаются на других картинах Босха - например, арбалет. А кто именно придумал персонажей, в данном случае было для меня неважно - хоть тот же Босх (человек-дерево на правой панели «Сада» позаимствован с рисунка, который хранится в Венской Альбертине, например ( ... )

Reply

alexander_pavl July 1 2012, 18:48:35 UTC
"Главное - это профиль" - Да. Если бы какая-то условность была, но тут явно сам Дали, очень похож. Но должен сказать, что "профиль в ландшафте" - это не изобретение Дали. Даже, по-моему, Арчимбольдо (есть у него несколько таких квазипейзажей) не первый. Культура барокко была буквально помешана на уподоблениях и оптических обманках, и вот я читал недавно статью Марио Праза о парке в Бомарзо, где ландшафт реально составлен из гигантов и чудовищ. Ну и якобы античный проект сделать фигуру Александра Македонского из целой горы достаточно известен ( ... )

Reply

nezvanov July 1 2012, 19:06:04 UTC
Сама история "Сада наслаждений" (переехал из Эскориала в Прадо, вот и вся история) говорит о том, что если к нему и приложил руку Дали, то это был заказ очень высокого уровня. Это значит, что надо было взять известные картины/триптихи и нарисовать что-то строго в том же стиле. Что мы и видим: "Сад" очень близок к "Возу сена" и "Страшному суду" и стилистически, и на уровне персонажей. Так что, разумеется, там должна быть такая же перспектива, как и на других картинах Босха.

Reply


well_p October 13 2013, 10:09:59 UTC
Все развивается от простого к сложному . От примитивного к вычурному . Люди 15-16 веков просто бы не стали рисовать вот такие вот завихрения разума . Тогдашняя жизнь была сама по себе ужасом . Причем банальным и само собой разумеющимся . Только когда человек переходить на определенный уровень жизни , только тогда его психика становится тонкой и ранимой . И это уже 20 век .

Reply


Leave a comment

Up