Орловский, Александр Осипович

Jul 29, 2011 13:07

Но что-то добрый витязь наш?
Вы помните ль нежданну встречу?
Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»

В продолжении темы о русских художниках польского происхождения:

Станислав Юлианович Жуковский
Иосиф Евстафиевич Крачковский

Орловский, Александр Осипович (Alexandre Orlowsky); - русский художник польского происхождения, академик батальной живописи, известный рисовальщик; род. в 1777 г. в Варшаве, ум. в Петербурге 2 марта 1832 г.





Александр Орловский. Автопортрет



Александр орловский родился в Варшаве, в довольно обеспеченной семье, у отца был небольшой бизнес - содержал корчму в Седльцах . Художественные способоности - страсть к рисованию, у него появилась ещё в детстве..
Именно там, в небольшом польском городке, талантливого юношу заметила чета князей Чарторижских, богатых людей и известных меценатов.





Изабелла Чарторижская, потрет К. Войняковского, 1796 г.

На портрете изображена польская принцесса Изабелла Чарторижская, урожденная фон Флеминг, - супруга князя Адама Казимира Чарторижского. В 1801 году
в Пулавах, родовой усадьбе дворянского рода Чарторижских, Изабелла основала первый в Польше музей.
Случай познакомил с его рисунками княгиню Чарторижскую. . Княгиня Чарторыжская, заметила в будущем художнике склонность к рисованию.
И при её содействии Орловский был отправлен в Варшаву и отдан в ученье к живописцу Норблену (Norblin de la Gourdaine), наиболее известному своими рисунками из польской жизни, в которых он метко схватывал особенности польского типа.





Жан-Пьер Норблен де ла Гурден - автопортрет

Жан-Пьер Норбле́н де ла Гурде́н- польский художник французского происхождения; живописец, график и гравёр, один из создателей польской жанровой живописи;
Ученик Франческо Казановы в Дрездене. Познакомился с князем Адамом Казимиром Чарторыйским и был приглашён обучать рисованию его детей и затем у приехал в Польшу.

В Польше сделался королевским придворным живописцем и основал в Варшаве художественную школу, существовавшую с 1774 по 1804 год.

Автор многочисленных жанровых сцен, портретов польских аристократов, полотен с историческими сюжетами, сцен в духе Ватто. Создал серию иллюстраций к поэме Игнацы Красицкого «Мышеида». Был свидетелем событий в Варшаве во время восстания Костюшко и запечатлел их в рисунках и полотнах. В особенности он известен своими аквафортными гравюрами, в числе 94-х листов, явившимися в свет уже после его смерти.

Норблен не дал Орловскому систематического художественного образования, предоставив ему вполне свободный выбор сюжетов для его рисунков и карикатур, склонность к которым живой и наблюдательный Орловский обнаружил очень рано.





Битва рыцарей с татарами. 1798

Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский, в 1794 году, поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах восстания Костюшко и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника. Он оказался в ужасном положении, пока Норблен не разыскал его и вновь не принял его к себе.





Штурм Праги. 1797

Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом. С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян.





Битва русских и поляков на мосту. 1801

Но и это пребывание у Норблена не было долговременным. Дурной образ жизни Орловского привел к размолвкам между ним и его учителем, кончившимся тем, что Орловский ушел от Норблена, и в течение года вел бродячую жизнь. Просьба горячо его любившего и ценившего его талант Норблена и насмешки товарищей вернули наконец Орловского к занятиям живописью; скоро он достиг и некоторой известности.





А.О.Орловский. Голова пьяницы

Для дальнейшего своего образования Орловский решил отправиться в Италию и для того, чтобы добыть себе средства, пустился странствовать по Литве, изучая в то же время нравы дворянства и черты народного характера; но в материальном отношении это путешествие ему не принесло никакой пользы.
По возвращении в Варшаву, он нашёл покровителя в лице князя Юзефа Понятовского, который принял в нем участие и назначил ему жалованье, обеспечившее Орловскому безбедное существование.
Так Орловский вошёл в моду у польской аристократии.





Портрет польского шляхтича, 1820

Ранний, варшавский период творчества художника отмечен интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в восстание под предводительством Т. Костюшко.

Существуют зарисовки Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события ("На бивуаке", "Группа солдат Костюшко в лагере", "Битва под Рацлавицами", все 1798, и др.).





Битва под Рацлавицами. Александр Орловский.

Не довольствуясь приобретенной им известностью и не оставляя своих надежд на поездку в Италию, Орловский в 1802 г. приехал в Петербург, где и прожил до конца жизни





Орловский Александр Осипович. Бега на Неве. 1814г.

Здесь сначала он не имел успеха; но случай свел его с меценатом графом Далицким, через которого он попал в лучшие петербургские дома и приобрел расположение многих влиятельных лиц, как, например, Нарышкина и графа Станислава Потоцкого.
Последний представил его великому князю Константину Павловичу, который поместил Орловского в своем Мраморном дворце и доставил ему должность придворного живописца.





Орловский Александр Осипович. Портрет великого князя Константина Павловича. 1802г.

Должность эта состояла "в исполнении требований великого князя, заказывавшего ему разные рисунки по предметам, относившимся до образования и преобразования русской армии и до современных событий, в которых она со славой участвовала". Его рисунки и карикатуры, а также и некоторые крупные картины доставили ему большую известность в Петербургском обществе.





А. де Коленкур. Посол Наполеона в России.

Арма́н Огюсте́н Луи́ де Коленку́р (фр. Armand Augustin Louis de Caulaincourt, 1773-1827, Париж) - герцог Виченцы, французский дипломат, оставивший мемуары о походе Наполеона в Россию.





Башкир на рыжей лошади

Знакомство с послом Наполеона Коленкуром,по просьбе которого Орловский исполнил серию рисунков, изображающих быт северных народов, доставило ему известность и за границей.





Верховой казак, конвоирующий крестьянина.1820-е.Акварель

Любя искусство и стремясь к более точному реальному изображению жизни, Орловский счел необходимым ближе ознакомиться с новым своим отечеством, и в этих целях предпринял ряд поездок по России. После долгих странствований и стараний самолюбивого и энергичного Орловского, в 1809 г. Академия Художеств за картину "Бивуак казаков" признала его академиком батальной живописи.





Орловский А.О. Казаки на бивуаке.

Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии.





Ночной бивуак казаков, 1809

В 1819 г. Орловский был причислен к Генеральному Штабу для сочинения рисунков военных костюмов.

В 1809 г. Орловский был избран в академики; в 1824 г. "через министра народного просвещения" ему выдана привилегия на печатание его литографических рисунков с запрещением их копировки.

Уже с 1803 г. он значился в списке "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям". В Мраморном дворце, принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из трех комнат с окнами на Неву.





Курдский кавалерист. 1819

Значение Орловского в истории русского искусства заключается в том, что он в своих картинах и еще более рисунках является одним из первых представителей в нашем искусстве реального направления и отчасти - жанровой живописи. Предметом его живописи чаще всего служили сцены из военной жизни, казаки, башкиры, бой со зверями и особенно удававшиеся ему лошади. Его картины, несмотря на некоторые технические недостатки, отличаются жизненностью и живостью колорита.
Известен Орловский также как литограф и гравер.





Схватка казака с тигром. 1811

В 1819 г. он был причислен к генеральному штабу, для сочинения рисунков военных костюмов. Орловский - талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрировку.





Улан

Орловский произвел несчетное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ Царской Фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкиров и др. всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.





Кораблекрушение. 1809. Масло

Всадники на вздыбленных конях, кораблекрушения и бури на море - таковы сюжеты его композиций того времени.
Яркая индивидуальность и выразительность свойственны "Автопортрету в красном плаще" (1809) и "Автопортрету в черкеске" (ок. 1820).





Орловский Александр Осипович. Автопортрет в черкеске.

Сильный характер и романтический пафос сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн.
Достоверностью и в то же время героической приподнятостью отличаются его образы героев Отечественной войны 1812





Портрет Кутузова





Портрет Дениса Давыдова. 1814





Наполеон на острове святой Елены

Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением черного итальянского карандаша с красновато-охристой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской (1816).





Орловский Александр Осипович. Портрет А. П. Ланского. 1813г.

Человек широкого кругозора, прогрессивно настроенный, художник состоял членом масонской ложи "Соединенные друзья", а также ложи "Палестина", запрещенных Александром I и потому строго законспирированных.

Орловский создал большое число батальных и жанровых сцен, изображений всадников и воинов в латах, пейзажей (с ночным освещением и картинами кораблекрушений), отмеченных патетикой и аффектацией образов, свободой и живописностью исполнения





Черкесы. 1816

Знакомый с представителями театральной и литературной среды Петербурга, он общался с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили и ценили его. И. А. Крылов заказывал художнику иллюстрации для изданий своих басен. Кроме того, Орловский исполнил портрет знаменитого баснописца (1812)





Alexander Orlowski - Portrait of Ivan Krylov.

Однако после кончины великого князя Константина Павловича Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию. Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это продолжалось недолго. Подорванное здоровье, отсутствие поддержки привели художника к смерти.
Лишившись материальной поддержки после кончины Константина Павловича (1831), работал в военно-топографическом депо.
В 1832 году он подал прошение министру двора о пожаловании ему пенсиона и увольнении за границу для поправления здоровья на шесть месяцев; жалуясь при этом, что по высочайшей воле ему назначено быть профессором академии, но что он до сего времени должности этой не получил. На это академия ответила, "что насчет обещания Академику Орловскому звания и места профессора никакого сведения не имеется, да сего, впрочем, и быть не могло, ибо в то время, на которое он делает по сему предмету указание, положено было при Академии иметь не профессора, но академика баталического класса"





Александр Осипович Орловский умер в Петербурге 1 (13) марта 1832 года.

живопись, Россия, Польша

Previous post Next post
Up