ХРОНИКА : НАЧАЛО ХХ ВЕКА - 1901 год

Sep 07, 2010 00:22

1901 год февраль часть 1

Начало 1901 год - январь

Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене...
Песни твоей лебединой
Звуки почудились мне.
Голос, зовущий тревожно,
Эхо в холодных снегах...
Разве воскреснуть возможно?
Разве былое - не прах?
Нет, из господнего дома
Полный бессмертия дух
Вышел родной и знакомой
Песней тревожить мой слух.
Сонмы могильных видений,
Звуки живых голосов...
Тихо вечерние тени
Синих коснулись снегов.

Александр Блок, 1901 год, 3 февраля






---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Февраль

В феврале бушевали метели. Снег лежал в городе глубиной в аршин, а в некоторых местах ветер нанес целые сугробы.
В народе говорили: февраль-бокогрей, воду подпустит, а март подберет.
К празднику Сретенья Господня народ приурочил много примет.
Какова погода на Сретенье - такова и весна: на Сретенье снежок -
весной дожжок, капель - урожай на пшеницу.





Бушевавшая в ночь на 12 февраля снежная буря наделала немало бед. Все вчерашние утренние поезда железyых дорог московского района прибыли в Москву со значительным опозданием.
Сила ветра около четырех часов ночи была настолько сильна, что некоторые поезда принуждены были делать продолжительные остановки на станциях.
Из уездов Московской губернии сообщают, что снежная буря рвала в деревнях соломенные крыши. Застигнутым в пути на проселочных дорогах проезжим приходилось останавливаться в поле и ожидать утра.

ТУЛА.
Благодаря стоявшей накануне хорошей погоде, состоявшийся 6 февраля в селе Сергиевском базар по многолюдству походил скорее на ярмарку. Внезапно около полудня началась метель, к вечеру превратившаяся в ураган. К утру следующего дня только в окрестных селах найдено было до десяти человек замерзшими.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

20-22-го февраля 1901

Несомненно главным событием февраля 1901 года было отлучение Льва Толстого от церкви.

"Тот, кто начнет с того, что полюбит христианство более истины, очень
скоро полюбит свою церковь или секту более, чем христианство, и кончит тем,
что будет любить себя (свое спокойствие) больше всего на свете"
Кольридж.





Лев Николаевич Толстой

Святейший Синод сообщил об «отпадении» Льва Толстого от православия
В газетах «Церковные ведомости», «Русский вестник» и некоторых других появилось Определение Святейшего Синода, сообщавшее об «отпадении» писателя Льва Толстого от православия.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА

Святейший синод, в своем попечении о чадах Православной Церкви, об охранении их от губительного соблазна и спасении заблуждающихся, имев суждение о графе Льве Толстом и его противохристианском и противоцерковном лжеучении, признал благовременным нижеследующее послание:

БОЖИЕЮ МИЛОСТЬЮ,

- В наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой, Известный в миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви
Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной.

- В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской.

- Церковь не считает его своим членом и не может считать доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею.

- Молимся, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.

В чём же митрополиты, архиепископы и епископы обвиняли Льва Толстого?

- отвергает личного живого Бога во святой Троице славимого, Создателя вселенной

- отрицает Господа Иисуса Христа как Богочловека, Искупителя, Спасителя мира

- отрицает воскресшение Иисуса Христа из мертвых

- отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа

- отрицает девство до рождества Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии

- отрицает девство по рождестве Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии

- не признает загробной жизни и т. д.

В Интернете текст отлучения имеется www.pilger.narod.ru





В своем ответе Синоду Толстой писал:

«Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю».

« Верю я в следующее:

- Верю в бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего.
- Верю в то, что он но мне и я в нем.
- Верю в то, что воля бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать богом и которому молиться считаю величайшим кощунством.
- Верю в то, что истинное благо человека - в исполнении воли бога, воля же
его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними, как и сказано в евангелии, что в этом весь закон и пророки.
- Верю в то, что смысл жизни каждого отдельного человека поэтому только в увеличении в себе любви; что это увеличение любви ведет отдельного человека
в жизни этой ко все большему и большему благу, дает после смерти тем большее благо, чем больше будет в человеке любви, и вместе с тем и более всего другого содействует установлению в мире царства божия, то есть такого строя жизни, при котором царствующие теперь раздор, обман и насилие будут заменены свободным согласием, правдой и братской любовью людей между собою.
- Верю, что для преуспеяния в любви есть только одно средство:
молитва, - не молитва общественная в храмах, прямо запрещенная Христом ,
а молитва, образец которой дан нам Христом, - уединенная состоящая
в восстановлении и укреплении в своем сознании смысла своей жизни и
своей зависимости только от воли бога.»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1901.Февраль .27

Ты нас вызывал к неравному бою,
Бессердечный монарх и палач.
Над поверженной в горе страною
Материнский разносится плач…

Мы шли за свободу, за труд, за народ.
Наш клич - справедливость и знанье!
Себя обрекли на скитанья.
Вперед, вперед, вперед!

Был нам дорог храм юной науки,
Но свобода дороже была.
Против рабства мы подняли руки,
Против ига насилья и зла…

«Временных правил 29 июля 1900 года».
Один из пунктов этих правил предписывал студентов, участвовавших в «безпорядках скопом», отдавать в солдаты.
Правила были применены по отношению к 183 студентам Университета Святого Владимира в Киеве, участвовавшим в волнениях 7 декабря 1900 года.
По всей стране пошли выступления протеста.
А.М.Горький в письме к Валерию Брюсову писал: «Я, видите ли, чувствую, что отдавать студентов в солдаты - мерзость, наглое преступление против свободы личности, идиотская мера обожравшихся властью прохвостов. У меня кипит сердце…»

В Московском университете. 29 января 1901 года тут прошла университетская сходка, призвавшая созвать всеобщую студенческую, которая и состоялась в здании Московского университета на Моховой 23 февраля 1901.





Московский Университет на Моховой

К полудню 23 февраля на Моховую к зданию университета стали подходить сотни студентов со всей Москвы. Кроме университетских тут были воспитанники Константиновского Межевого Института, Императорского Технического Училища, слушательницы Высших женских курсов Герье.

Вскоре Актовый зал был переполнен, и часть студентов осталась во дворе.
После четырех часов бурных дебатов сходка подтвердила решения, принятые 29 января. Резолюция, принятая от лица всех высших учебных заведений Москвы, призывала провести всеобщую забастовку в учебных заведениях всей России.

В студенчестве Московского университета произошел раскол. Выделились два крыла: радикально-политическое, «политики», и умеренные, так называемые «академисты».
Первые требовали замены самодержавного строя конституционным, автономии высшей школы, окраин и органов общественного самоуправления.

«Академисты», напротив, считали, что университет не должен становиться «политическим клубом», что студенчеству нужны только академические реформы.

К этому времени стало ясно, что участники сходки оказались в ловушке. Ворота университетского дворика были заперты, а сам университет был окружен войсками и полицией, которые оттесняли толпу, рвущуюся на помощь студентам, от Манежа и Никитской.

Здание университета было окружено полицией и конными жандармами. Около пятисот участников сходки были арестованы. Их продержали около суток в Манеже, а затем под покровом ночи препроводили в Бутырскую пересыльную тюрьму. Такие действия властей вызвали бурную реакцию московского студенчества, призвавшего к всеобщей студенческой забастовке.
На следующий день собравшаяся около университета двухтысячная толпа двинулась к Манежу, требуя освободить студентов
В ночь на 1 марта 1901 года был арестован весь состав Московского Комитета РСДРП, куда входили пять студентов Московского университета.

Тогда, в первом году прошлого века, благодаря небывалой солидарности и широким протестам «временные правила» в пункте «отдача в солдаты» применены не были. К участникам сходок зимы 1901 года были применены иные меры: исключение из университета, административная высылка и другие взыскания. Студенческие волнения пошли на убыль
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В ЗНАК ПРОТЕСТА:

14 февраля 1901 года

26-летний террорист Петр Карпович "в знак протеста против репрессий царизма по отношению к революционному студенчеству" смертельно ранил министра просвещения Империи Н.П. Боголепова, отдавшего в солдаты двадцать семь студентов Петербургского университета. Либеральная публика едва скрывала свои чувства по отношению к "молодому герою, пожертвовавшему своей жизнью ради общественного блага".





Министр народного просвещения, член Госсовета в 1898-1901 годах.Боголепов

Боголепов был тяжело ранен и умер 2 марта.

По решению суда Карпович получил двадцать лет каторги и был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Так начала действовать террористическая организация социалистов-революционеров.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дневник Николая II





Французская открытка 1901 года. Росийский Император и царь Николай.

Согласно камер-фурьерскому журналу в 1901 г. Николай II впервые посетил Гатчину 4 февраля, когда он выезжал на охоту. Этот выезд находит отражение в дневнике:

4-го Февраля. Воскресенье.

«Ясный нехолодный день.
После обедни отправился с Ерни и другими охотниками в Гатчину. Охотились в фазаннике. Я убил: 51 штуку, 9 куропаток, 41 фазана и беляка. Всего убито 291.
Вернулись в город в 5 1/2 ч.»

Он все еще правил силой умершего отца, но уже курился невидимый вулкан: волнения в армии (о которых не писали - армия всегда должна быть верна) и страшный голод 1898 года (о котором писали много).

Счастливый праздник продолжался.
В эти годы он много охотился.
" Итог убитой дичи: 100 оленей, 56 козлов, 50 кабанов, 10 лисиц, 27 зайцев. 253 за 11 дней".





Николай II в своем кабинете в Охотничьем домике, 1901.

Но уже началась в его стране другая охота (и трофеи здесь тоже были самые серьезные) - охота за людьми. Как только пошел отсчет XX века...

Царь пишет:
"Нужно со смирением и твердостью переносить испытания, посылаемые нам Господом для нашего же блага"
"На то Его святая воля"
Все та же главная черта мировоззрения: все определено Богом в этом мире - судьбы народов и судьбы людей. И нам не познать промысел Божий и то благо, которое скрыто в каждом его деянии.

Как завещал отец, сразу по восшествии на престол он принимает закон против пьянства. Пьянство - "русская болезнь", как ее называли в Европе. Закон был хорош, но пьянство не исчезло, попросту люди стали платить больше за водку - пили по-прежнему и разорялись. Следующий закон предложил все тот же неугомонный Витте - он перевел русский рубль на золотое обеспечение. Русская валюта должна была стать (и стала) в ранг европейских валют. Теперь в Европе русские богачи производили фурор - тратились состояния, прокучивались имения в парижских ресторанах, "русская белуга пошла метать золотую икру". Но в результате почему-то разорялись благородные люди, потомки лучших семейств. И те самые золотые монеты, на которых был отчеканен профиль Николая, все больше правили его страной.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1901 г. 5 февраля

В Москве, на Тверской улице, 14, состоялось открытие "Магазина Г. Г. Елисеева и погреба русских и иностранных вин".

В конце 18 века статс-секретарь Екатерины Великой пригласил Матвея Казакова для строительства дома для своей жены Е.Козицкой (именно по ее фамилии назван соседний Козицкий переулок).
После ее смерти дом перешел к ее дочери-княгине А.Г.Белосельской-Белозерской, которая прожила нем до самой смерти.
Ее дочь, княгиня Зинаида Григорьевна Волконская, позднее открыла здесь салон, в котором собирались известные художники и литераторы, здесь читали свои произведения А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, Д.В.Веневетинов, П.А.Вяземский, Адам Мицкевич.

В 1829 году княгиня Волконская уехала в Италию, а дом оставался без надлежащего присмотра и постепенно приходил в запустение.





Григорий Григорьевич Елисеев.

Долгое время особняк переходил из рук в руки, пока в 1898 году его не приобрел купец Григорий Григорьевич Елисеев.

Начинал бывший крепостной садовник графа Шереметева Петр Елисеев, угостивший когда-то барина и его гостей чудной клубникой, и получивший (на радостях) вольную, начинал он, с помощью доброхота-графа именно как виноторговец.
А у внука удачливого садовника, у Григория Григорьевича Елисеева, торговое дело приносило уже 250 тысяч рублей ежегодного дохода.





Весь дом был моментально и полностью «обшит в деревянную рубашку» и окружен усиленной охраной. Рабочие, трудившиеся на стройке, получали дополнительные деньги за свое молчание по поводу того, что в доме делается.

По Москве ползли слухи о том, что Григорий Елисеев строит напротив Страстного монастыря мавританский языческий храм...

И вот наступил день открытия грандиозного колониального магазина товарищества бр. Елисеевых, на Тверской улице, близ Страстного монастыря.





Открытию магазина предшествовало молебствие с водосвятием перед особо чтимыми чудотворными иконами Спаса Нерукотворного и Иверской Богоматери.

Вновь открытый Елисеевский колониальный магазин будет первым в Москве по своей величине и роскошной отделке. Он устроен в два света и поражает своими размерами, богатой обстановкой и изяществом отделки, которая сделана в стиле Ренессанса. Две громадные электрические люстры, украшенные белым хрусталем, производят большой эффект в магазине.

Товарищество будет развозить по домам свои товары на моторе»

Магазин быстро прославился на всю Москву и процветал.





В. Гиляровский:

«С утра улицу запрудили толпы народа, жадно рассматривавшие сквозь зеркальные стекла причудливые постройки разных неведомых Москве товаров. Горами поднимаются заморские фрукты; как груда ядер, высится пирамида кокосовых орехов; пудовыми кистями висят тропические бананы; разноцветным перламутром отливают обитатели морских глубин, а над всем этим блещут электрические звезды на батареях винных бутылок...

В этот магазин не приходили: в него приезжали. С обеих сторон дома стояли собственные экипажи, один другого лучше. Швейцар в ливрее выносил пакеты за дамами в шиншиллах и соболях и кавалерами в бобрах. Все эти важные покупатели знали и звали продавцов магазина по имени-отчеству. А те общались с клиентами как с равными, соображаясь со вкусом каждого».

10 февраля 1901 года

Исполнилось уже 10 лет со дня смерти Софьи Ковалевской, талантливого математика. Софья Васильевна была дочерью генерала Корвин-Круковского. Свои детские годы она провела в родовом поместье отца Палибино Невельского уезда Витебской губернии. В 1868 году она вышла замуж за В.О.Ковалевского, чтобы продолжить свое образование за границей.





Софья Ковалевская.

Математический дар молодой женщины полностью раскрылся в университетах Европы. После смерти мужа она жила в Стокгольме, где возглавляла кафедру математики в университете. На шведском языке опубликовала свои математические работы и беллетристические сочинения. В 1888 году Парижской академией наук Софье Ковалевской была присуждена премия Борда за тему об исследовании вращения твердого тела около неподвижной точки. Скончалась она в Стокгольме от воспаления легких.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Февраль 1901 год

Высшая награда Географ[ического] о[бщест]ва- Константиновская медаль- присуждена бывшему правителю дел Восточно-Сибирского отдела, ученому, геологу Обручеву Владимиру Афанасьевичу за его труды по геологии Азии





Золотая Константи́новская меда́ль - высшая медаль Императорского Русского географического общества.

В 1846 году учреждена как высшая награда общества, под названием: «Золотая Константиновская медаль»
Выдавалась за особые заслуги перед географической наукой.





Владимир Афанасьевич Обручев родился 10 октября 1863 года в усадьбе Обручевых, деревня Клепенино Ржевского уезда Тверской губернии - геолог и географ, исследователь Центральной Азии и Восточной Сибири.
Писатель-фантаст, автор романов "Плутония" и "Земля Санникова".
Именем Обручева названо около 20 географических объектов на карте мира и минерал обручевит.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1901, февраль, 02

Ивестный русский изобретатель Ипполит Владимирович Романов подал в Санкт-Петербургскую городскую Думу прошение о разрешении открыть в российской столице десять маршрутов электрического омнибуса собственной конструкции (на АКБ). После успешных официальных испытаний городская управа разрешила И.В.Романову открыть в Петербурге движение его электромобилей





ЭектромобильИ.В. Романова

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18 февраля 1901 года

Открытие выставки картин Левитана в помещении Московского Общества Любителей Художество открылась посмертная выставка академика Левитана.





Левитан И.И. - Перед грозой.

На выставке собраны произведения покойного художника начиная с его первых этюдов и кончая последней неоконченной картиной "Перед грозой". Среди произведений много таких, которые до сих пор не появлялись еще на выставках.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14 февраля 1901 года

Театр и музыка

Новая пьеса А.П.Чехова, по поводу которой пролито было столько чернил еще до окончания ее автором, увидела наконец вчера свет с подмостков Художественного театра. "Три сестры" имели успех пожалуй меньший, чем первые две пьесы Чехова, но все же публика следила за спектаклем с напряженным вниманием.





О.Л. Книппер-Чехова в роли Маши в 'Трех сестрах' А.П. Чехова.

Г-жи Книппер, Андреева и Савицкая в ролях трех сестер, г-жа Лилина (Наташа), г-жа Самарина (няня), г-н Лужский (Андрей) создали великолепный ансамбль. Постановка "Трех сестер" по тщательности и обдуманности не оставляет желать ничего лучшего. Театр был переполнен.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

20 февраля 1901 года

Известный московский атлет В.Моор (Знаменский), гостящий в Петербурге, установил новый рекорд по толканию раздельного веса единовременно, в гирях. Г. Моор, в присутствии некоторых членов Петербургского Атлетического Общества, взял с пола на грудь, вытолкнул и сфиксировал две гири по 155(63,5кг) и 154(63кг) 3/4 ф. каждая. Это движение с подобными тяжестями в России не производил еще ни один атлет.





Известный атлет и борец Александр Знаменский .

Знаменский был прекрасно сложен, среднего роста с рельефной мускулатурой, московский интеллигент.

И. В. Лебедев:

"Специально про него римляне сложили пословицу: "Так проходит мирская слава". С шиком бил мировые рекорды по гирям и был великолепным борцом на поясах. На французской боролся, как. . . профессор математики, потому что из-за близорукости мог видеть противника только через стекла самого сильного пенсне. Он строен, крепок и мускулист.
"Моор Моорыч" было нарицательным именем. Кроме атлетических талантов обладает еще выдающимися финансовыми способностями, которые не были достаточно оценены в России, но в Америке он, наверняка, основал бы банкирский дом. Говорит на 5 языках и читает Вольтера в подлиннике, - при публике с большим удовольствием, нежели без публики".

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15 февраля 1901 года

Никольская улица.
Крестьянин Храповичской волости Павел Сапуров, сидя на возу со льном, закуривал трубку, от которой загорелась борода. Желая затушить пламя, он прижался бородой ко льну, который в свою очередь тоже вспыхнул.





"Оригинальный" пожар при помощи пожарников скоро был потушен. Крестьянин отделался испугом, легкими ожогами лица и лишился половины бороды.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

22 февраля 1901 года

Заяц - это вечно.

ХАРЬКОВ.





В поездах местных железных дорог в течение прошлого года обнаружено около 45 000 безбилетных пассажиров. Это было обнаружено. А сколько проехало "зайцев" необнаруженных? Между тем государственный контроль ежедневно контролирует каждый поезд.

1901

Previous post Next post
Up