Санкт-Петербург - Вытегра - Пудож - Каргополь - Малая Фёхтальма и обратно

May 16, 2016 11:59

Из Петербурга в Архангельск существует, как минимум, два автомобильных маршрута. Первый вариант, через Вологду, - всесезонный, гладкий и надежный. Чуть меньше 1500 км по асфальтированным трассам, через тихвинские боры, мимо череповецких труб и дымов, через поля вологодской объездной, насквозь растворяющиеся в лесах и истории важские и двинские деревни. Второй вариант, через Вытегру-Пудож-Каргополь - скорее, зимний. Примерно 1200 км по тряским грунтовкам южного берега Онежского озера и Вытегры, по разбитому лесовозами асфальту Пудожа, а затем еще раз по грунтовкам, но уже Каргополья и Плесецка.


Если вы щепетильны в отношении своего авто, то летний путь через Вытегру и Каргополь навряд ли вам подойдет. Грязь грунтовок, камни из-под колес встречных машин, внезапные ямы и сомнительный асфальт - достаточные аргументы. Не говоря уже о вовсе легендарной «прямоезжей» дороге с болотными гатями «через Солзу», которая нынче, кажется, вовсе закрыта.

Тем не менее, маршрут Петербург-Вытегра-Пудож-Каргополь-Архангельск крайне интересен и заманчив. Прежде всего - из-за обилия туристских достопримечательностей, находящихся буквально на трассе. Если привести в порядок дороги (чем, собственно, уже озаботилась Карелия, а теперь, похоже, занимаются Архангельская и Вологодская области), это направление может стать очень интересным для туризма.

Не принимая здесь в расчет Ленинградскую область, получаем на этом направлении примерно следующее: шлюзы Мариинской водной системы и подводная лодка-музей в Вытегре, живописные деревни и погосты на реке Андома, Андома гора и петроглифы на берегу Онежского озера, исторический Пудож, южная часть Кенозерья, Каргополь, деревни и храмы реки Онеги, космодром Плесецк (существуют идеи показывать его туристам), Холмогоры. Если же на участке Каргополь-Вытегра будет достроена пресловутая дорога «через Солзу», то совсем рядом с этим отрезком пути окажется царство Золотой рыбки в Липином Бору, Кириллов и Ферапонтов монастыри, былинный Белозерск.

В этом нашем путешествии особенно задерживаться возможности не было. Смотрели только то, что было «на расстоянии вытянутой руки». Выбор достопримечательностей был определен тем, что мы ехали в канун 9 мая и в компании кошки Запад, у которой было собственное мнение по поводу маршрута и вообще.


Первым объектом на пути стало финское пехотное «убежище на 10 чел. 1942 год», расположенное сразу за железнодорожным переездом перед Подпорожьем. В годы войны в этом районе шли серьезные бои.


Покрытая белой краской полусфера с красноречивой надписью по трафарету расположена всего в нескольких метрах от обочины и отлично просматривается с дороги. Очевидно, стандартная военная конструкция: глухой гладкий бетон, небольшой входной лаз и круглое отверстие в стене, похожее на вентиляцию или дымоотвод.


Толщина стен впечатляет.


Следующий пункт путешествия - Вытегра, родина 5 адмиралов флота. В шлюзах Волго-Балтийской (Мариинской) системы ничего интересного не происходило - судов не было. Однако, запланированной целью в этот раз было посещение музея дизельной подводной лодки Б-440. С 1971 по 1990 годы лодка состояла на службе в эскадре Северного флота СССР, выполняя задачи в Средиземном, Баренцевом, Норвежском морях и в Северо-Восточной Атлантике. В 1990-х, после капитального ремонта, стала учебным судном, а в 2005 году была переоборудована в музей.


Посетителей было немного, персонал приветливый и вежливый, ходить можно везде, ползать и трогать - тоже. Значительная часть отсеков лодки сохранена в оригинальном виде: нижняя палуба с дизельными агрегатами, торпедные аппараты, камбуз, гальюн, каюты.







Для групп от 5 человек проводятся экскурсии, во время которых рассказывают об истории лодки и флота, работе и быте моряков. Желающие могут научиться ловко проскакивать в круглые люки в переборках между отсеками, подниматься и спускаться по трапам.



Что самое главное в подводной лодке помимо камбуза? Правильно - гальюн!


Однако, любопытнее всего было посмотреть в перископ. Он заблокирован - не поворачивается, но работает. Правда, совершенно не понятно, каким образом в него что-либо можно было разглядеть - сквозь мутные линзы видно лишь очень небольшой фрагмент берега с металлической лодкой.




По узкому лазу мы поднялись в рубку, через стекла которой тоже совершенно ничего не видно.




Зато можно подняться на самый верх, к антеннам, с площадки которых открывался отличный обзор на тихий залив водохранилища.


Закончилась наша небольшая экскурсия на верхней палубе, у флага-гюйса.


Мы нисколько не фанаты военной темы (хотя, за нашу кошку не ручаюсь), да и после работы на судоверфи, где строится атомный подводный флот страны, сложно чем-то подобным удивить. Тем не менее, дружелюбный и открытый во всех отношениях музей нам очень понравился.




Из Вытегры выдвинулись на север. Андому-гору и петроглифы на берегу Онежского озера, расположенные в удалении от трассы, решили оставить на другой раз. По пути на Пудож нас интересовали деревни, расположенные вдоль реки Андомы. Разбираясь с достопримечательностями Вологодской области в нашем паблике о севере (http://vk.com/meet_the_north), мы были введены в заблуждение фотографиями с церквями у моста из сети - возникла путаница между Саминским и Андомским погостом. Решили заехать в обе деревни и увидеть все своими глазами.

Мост через Андому - смотреть на мутную воду разлившейся весенней реки, греясь на по-летнему теплом солнце.


Ближе к Вытегре расположен Андомский погост - довольно крупная по нынешним меркам деревня с каменной школой, магазинами и даже небольшим рынком. Нас интересовала церковь у моста через речку - Свято-Троицкая церковь, 1811 года постройки. Со стороны дороги висит табличка «памятник, охраняется» и бла-бла-бла, установлены свежие строительные леса. Со стороны реки - абсолютная разруха, помойка и компании с пивом.


Саминский погост - еще одна некогда крупная деревня, расположенная на десяток километров ниже по течению Андомы. Здесь также есть мост с деревянными храмами (точнее, их останками) на берегу.




От Тихвинской церкви 1897 года постройки остались только руины, в которых гнездятся галки. На единственной сохранившейся стене - «охранная» табличка.


Ильинской церкви 1692 года постройки повезло куда больше. У входа очередная «охранная» табличка, хотя никаких следов реставрации уже и не заметно. Не уронили - и то ладно. Табличка с печальной иронией сообщает, что церковь является «народным достоянием».


Деревень по берегам Андомы немало, но жизнь еле теплится - многие дома стоят заброшенными. А места очень красивые - жить да жить.




Дальнейший путь до Фёхтальмы прошел без приключений, прочие достопримечательности оставили на обратную дорогу.


К закату мы неспешно добрались до деревни Усолье на Онеге. Заброшенные поля некогда крупных крестьянских хозяйств, уверенно зарастающие лесом, еще покрыты унылой прошлогодней травой.




Конечный пункт нашего путешествия - Малая Фёхтальма, небольшая деревушка в среднем течении реки Онеги. Напротив стоит другая - Большая Фёхтальма. Когда-то Фёхтальма была центром волости.


В начале 20 века только в Малой Фёхтальме насчитывалось больше сотни дворов. В этом году, кажется, впервые наступает тот момент, когда никто из местных жителей не будет зимовать в деревне.


В нескольких километрах вверх по течению на противоположном берегу Онеги стоит деревня Турчасово. В XVI веке Турчасовский стан объединял 48 волостей и простирался до Ворзогор на Белом море. Сейчас в Турчасово осталось чуть больше двух десятков жителей.




От глобального - к малому. В деревне занимались «расконсервированием» хозяйства к летнему сезону. В контексте бледной цветовой гаммы северной весны совершенно роскошно выглядела старая баня - потемневшая от времени древесина с серебристо-седыми прожилками и доски, украшенные затейливым декором «от короеда». Смотрится шикарно. Интересно, возможно ли добиться такого эффекта искусственной обработкой?


Первая часть обратного пути прошла незаметно в ожидании Каргополя и его замечательных пирожков и кулебяк, которые продаются в магазине-кафе на Соборной площади. Рекомендуем. Правда, год назад пирожки были вкуснее и традиционнее - без экспериментов с повидлом и йогуртами в начинке. Надеемся, все дело в сезонности начинки и нужно лишь дождаться лета. Но кулебяку-то ничем не испортишь - все дело в рыбе!


Соборы и храмы Каргополя все те же и все там же. Таблички-реставрация и все такое. Если на соборе Рождества Христова фантазия еще дорисовывает некоторую видимость изменений с годами, то леса на Воскресенской церкви за давностью лет сами рискуют вскоре стать памятником.








Так совпало, что на «официальной» Ивановской площади мы оказались за считанные минуты до начала торжества по случаю 9 мая. Если на следующее утро в Петербурге газеты кричали, что акция «Бессмертный полк» ставит какие-то рекорды, то в Каргополе очень камерно и трогательно ставили стулья для ветеранов = 12 человек + 1 пустой стул. Шествия мы не дождались, но зато посмотрели репетицию торжественного возложения цветов к мемориалу павшим и прониклись общей атмосферой - хорошей, мирной и светлой.


Вообще, Каргополь очаровывает. Прекрасно, что взялись достроить до города дорогу хотя бы от Архангельска. Поможет ли это развитию туризма? Поживем - увидим. Однако, дорогу строят, а город к приему туристов очевидно не готов. Если только по чуть-чуть и не очень притязательных.


Сразу за Каргополем в направлении Пудожа есть деревня Ватамановская, а в ней заветная отворотка к месту, где однажды давным-давно стояло село Красная Ляга. Сейчас от трех деревень села осталось только ровное поле и Сретенско-Михайловская церковь - самая старая церковь Каргополья, построенная аж в 1655 году.


Церковь интересна нетипичной для севера архитектурой и внешними украшениями.


Есть версия, что слово «ляга» означает «водоем» или «лужу». Неподалеку от церкви есть любопытный овражек - то ли заросший карьер, то ли как раз высохший водоем. Как ни удивительно, никакого более-менее серьезного водоема в обозримой близости нет, что не очень типично для северных деревень.






Если заранее не знать о существовании Красной Ляги и церкви, то никогда в жизни вы туда не попадете. На указателе у нужного поворота написано «Кучепалда 12» - еще одна исчезнувшая деревня. Дедуля, вышедший к колодцу из ближайшего дома на развилке в Ватамановской, заметил: «Давно бы уже указатель поставили - постоянно все спрашивают». А затем рассказал историю о чудесном спасении заезжих туристов из осенней грязищи при помощи тут же припаркованного трактора. Такая туристская инфраструктура и навигация.


Кстати, о навигации. Уже на обратном пути мы заметили на заправке в Вытегре большой и яркий стенд туристского информационного центра Вологодской области, где вполне наглядно показано, куда ехать и что смотреть - вологодскому ТИЦу большой плюсик! Опять же, по удивительному стечению обстоятельств в радиусе километра от стенда и заправки дорога напоминает испытательный танковый полигон. Зато в остальных частях маршрута по территории Вологодской области претензий почти нет. В отличие от юга Архангельской области, где ни дорог, ни информационных стендов.


Широкий склон холма, спускающийся к Онежскому озеру. Вокруг - благостная тишина и аромат цветущей черемухи.


Между тем, при всех очевидных недостатках качества дорог, путь Петербург-Вытегра-Пудож-Каргополь-Архангельск представляется интересным и перспективным. Конечно же, разница в 300 км с учетом грунтовок абсолютно теряет какое-либо значение. Однако, грунтовки обладают определенным очарованием - живописно, не скучно, никаких колонн фур или пробок. Тем не менее, это определенный вызов как для водителя, так и для автомобиля. Если же автомобиль в принципе способен передвигаться только по асфальту, то, видимо, это не очень правильный автомобиль для нашей страны, особенно, в северной ее части.

В общем, дорога Санкт-Петербург - Каргополь - Архангельск - это хорошо и интересно.
Ездите и радуйтесь. Или нет.
А мы - будем!

#Вытегра #Каргополь #КраснаяЛяга

Previous post Next post
Up