Как вариант - жил в пещере, изредка наведываясь в монастырь (по большим праздникам и, с меньшей долей вероятности, также по суботам-воскресеньям), что вполне в афонском предании.
Феодосий разговаривал с монахами по субботам и воскресеньям через окошко, принимал пищу, но не более.
Что касается Антония, то автор ПВЛ пытается представить дело так, что Антоний действительно провел все годы в пещере. Он не сообщает о его бегстве из монастыря в 1069 г., основании монастыря под Черниговом. В его рассказах о монастыре, если братья и игумен обсуждают какое-то важное дело, то Антония не оказывается рядом - он (по мнению летописца сидит с своей пещерной келье), к не нему "идут"...
Но на самом деле все было не так. Мы видим это из рассказов Патерика.
Скорее всего, Вы правы, но и такой, не совсем затворнический, вариант исключать нельзя, тем более, что жития Антония не сохранилось. А как далеко отстоит пещера от монастыря (в минутах ходьбы)?
Еще два соображения: Антоний в отличие от Ф. и его учеников жил какое-то время на Афоне, где замуровываться не принято (это - палестинская традиция).
Антоний мог не часто наведываться в монастырь, например, из-за разногласий с Ф. Что летописец мог скрыть.
В рассказе о затворничестве Феодосия в пещере в сорокадесятницу об этих проблемах упоминается довольно неоднозначно: в субботу и воскресенье Феодосию передавали в окошко (и наверное забирали) все необходимые ("орудия"). В этом наверно и состояла техническая сторона дела.
Comments 19
Reply
Что касается Антония, то автор ПВЛ пытается представить дело так, что Антоний действительно провел все годы в пещере. Он не сообщает о его бегстве из монастыря в 1069 г., основании монастыря под Черниговом. В его рассказах о монастыре, если братья и игумен обсуждают какое-то важное дело, то Антония не оказывается рядом - он (по мнению летописца сидит с своей пещерной келье), к не нему "идут"...
Но на самом деле все было не так. Мы видим это из рассказов Патерика.
Reply
Еще два соображения: Антоний в отличие от Ф. и его учеников жил какое-то время на Афоне, где замуровываться не принято (это - палестинская традиция).
Антоний мог не часто наведываться в монастырь, например, из-за разногласий с Ф. Что летописец мог скрыть.
Reply
Дальние (первоначальные с варяжской пещерой) около №31 справа.
Ближние по центру рисунка между №24 и 25.
В Ближних есть гроб Антония. Но самого Антония в гробу нет. Мощи его не найдены...
( ... )
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment