Небольшой очерк и много фото Витебского вокзала Санкт-Петербурга - самого старого и самого красивого вокзала России
Мы все привыкли относиться к вокзалам достаточно прагматично. С детства родители учили нас, что это едва ли не самое мерзкое место в городе - бездомные и цыгане, обилие сомнительных личностей... Чем населённее был город, в котором мы жили, тем больше отталкивал от себя местный вокзал. Когда мы повзрослели, внушённый в детстве страх стать жертвой преступников или быть похищенным цыганами, конечно же, пропал. Но чувство дискомфорта и отчётливое желание скорее покинуть станцию по-прежнему одолевают большинство, стоит оказаться на вокзале. Серые и безвкусные, как правило, интерьеры, нагромождение торговых киосков с полупротухшей шавермой, совершенно неорганизованные пространства, вследствие чего в определённых местах возникает толкучка - всё это суровая действительность, исключения из которой случаются крайне, крайне редко.
На фоне всего этого, открытие Витебского вокзала Северной Столицы для меня стало настоящим сюрпризом, я был искренне удивлён и поражён величием, ухоженностью и интерьерами залов, переходов, лестниц и платформ. На Витебский можно и нужно ходить на экскурсии. Сюда я бы определённо рекомендовал попасть, если вы оказались в Петербурге на несколько дней.
Ну а если в ближайшее время очутиться на самом красивом вокзале России у вас не получится, приглашаю отправиться туда вместе со мной прямо сейчас на виртуальную экскурсию.
Самый старый вокзал России
На сегодняшний день пятимиллионный Петербург насчитывает целых пять больших железнодорожных вокзалов: основной - Московский, Ладожский, Финляндский, Балтийский и Витебский. До недавних пор был ещё один - Варшавский, но его решили закрыть для пассажирского сообщения, на путях и платформах устроив железнодорожный музей, а в здании самого вокзала разместив торговый центр.
Витебский вокзал, о котором идёт речь в данном посте, был построен раньше всех других вышеперечисленных, более того - он стал первым в России железнодорожным вокзалом, открыв свои двери в октябре далёкого 1837-го. Именно тогда по новопостроенной ветке, соединившей Санкт-Петербург и Царское Село (ныне - город Пушкин), в котором была расположена императорская резиденция, отправился первый пассажирский состав, во главе с паровозом "Проворный".
Хотя по началу к железнодорожному транспорту в России отношение было весьма скептичным - мол, сомнительный аттракцион и только, - опыт эксплуатации царскосельской ветки показал, дымящий, весь в мазуте и гари паровоз может приносить как неплохие деньги владельцу, так и существенный комфорт пассажирам, которых тот перевозит. Что уж там говорить о транспортировке грузов. Можно сказать, именно отсюда, с Витебского вокзала, началась целая железнодорожная эпоха в нашей стране, которая, нужно признаться, не закончилась и доныне.
Вершина архитекторского мастерства
Современное здание Витебского вокзала - то, которое вы видите на моих фотографиях, - было построено значительно позже запуска первой ветки российской железной дороги. До этого пассажирский терминал представлял из себя большой деревянный, а затем каменный дом - стандартный проект середины XIX столетия. На рубеже веков Петербург переживал период бурного роста. Производство набирало обороты бешеными темпами, объём товаров, пассажиропоток - все эти показатели увеличивались как на дрожжах. Именно 1900-ым Северная Столица обязана своими, на мой взгляд, наиболее впечатляющими постройками - взять хотя бы Дом Зингера или
Новый вокзал был оборудован по последнему слову техники: для пассажиров сооружены лифты (тогда это было то ещё новшество) - железная дорога располагалась на следующем, по сравнению с землёй и привокзальной площадью уровнем, - здание щедро освещалось электрическими лампами (что также для современников считалось новинкой), присутствовали транспортеры.
4.
Рядом с пассажирским терминалом, который вы видите на фотографиях, был расположен ещё один, значительно поменьше. Он предназначался для членов императорской фамилии и высокопоставленных лиц - отдельным составом, примерно за полчаса отсюда их доставляли в Царское село, к резиденции Романовых. К 1904 году можно было уехать и значительно дальше на юг - во Псков, Таллин, Ригу и Витебск. Это направление активно использовалось для переброски оружия, продуктов и войск во время Первой Мировой.
5.
За годы советской власти и, особенно, в 1980е-1990е Витебский вокзал сильно запустили. Хоть здание по петербургским меркам было совсем молодое - меньше ста лет, влажный морской климат сделал своё дело - на рубеже XX и XXI столетий, когда в преддверии празднования 300-летия Санкт-Петербурга было решено вокзал привести в божеский вид, реставраторы столкнулись с тотальной разрухой и запустением. Здание было в критическом состоянии, сохранность коммуникаций, металлического дебаркадера (решетчатый навес над платформами) оценивали в 2%! Тем не менее, реставрационные работы сделали невероятное - в конечном итоге здание вокзала, станция и прилегающие территории были полностью восстановлены по образцу 1904 года. Информация бралась из чертежей того времени, какие-то детали - из старых газет и книг, например, так узнали о цвете, в который был покрашен вокзал - "серо-жёлтый".
К 2003 году обновлённый Витебский вокзал вновь открыл свои двери, так же, как и сто лет назад, став чудом как минимум городского масштаба.
Внутри вокзала
Интерьеры залов Витебского вокзала, думаю, впечатляют каждого, без исключения. Даже Иванка, абсолютно безразличная к транспортной теме и ненавидящая вокзалы, Витебский опознаёт безошибочно, называя его "тот красивый вокзал" :) Здесь нет никаких режущих глаз стрёмных аттрибутов пассажирского терминала РЖД - бесвкусных ларьков, псевдревроремонта и тому подобного. Всё оформлено в модернистском стиле начала ХХ века. На Витебском тебе кажется, что ты очутился в прошлом, сейчас тебе дадут билетик на маленькой квадратной бумажке, и ты поспешишь на платформы, на второй этаж, где уже стоит на посадке длинный состав во главе с дымящем, пахнущим гарью и распыляющим пепел паровозом.
Другая ассоциация - аниме. Хотя я и не ярый поклонник этого жанра, в тех фильмах, которые мне доводилось смотреть, вокзалы обычно выглядели очень похоже :)
6. Зал ожидания с кассами.
7.
8.
9. Стилизация на Витебском касается всего - касс, стен, потолков и пола, скамеек, киосков, даже шрифт - в стиле 1900х-1930х.
В западном крыле вокзала находится парадный вход. Неизвестно по каким причинам его до сих пор не открыли - на улицу и с улицы здесь не выйти. Ну это и к лучшему - обычно здесь ни души, можно спокойно поразглядывать потрясающие интерьеры и пофотографировать их.
10. Вид от главного (неработающего) входа на парадную лестницу и бюст Николая I - императора, положившего начало железнодорожному движению в России.
11. Вид на лестницу со стороны билетных касс первого этажа. В самом верху можно рассмотреть фреску на тему Царскосельской железной дороги.
12. Если подняться по парадной лестнице направо, вы попадёте в просторный светлый зал с роялем посередине. Он предназначен для проведения концертов и творческих вечеров - всё в точном соответствии с вокзалом столетней давности. Вы же помните, что в прошлом вокзалы играли не только роль пассажирских терминалов, но и концертных площадок? От этого то и само слово "вок-зал" пошло.
13.
14. На стенах - фрески с изображением других вокзалов Петербурга и пригородов.
15. Из концертного зала попадаешь в зал прибытий и отправлений, он расположен сразу перед выходом на платформы.
16. В восточном конце зала - памятник австрийскому инженеру Гейстнеру, который сумел заинтересовать чиновников и императора в необходимости строительства первой железной дороги в России, а затем, получив разрешение, сам спроектировал ее и построил. В руках у бронзового Гейстнера - макета паровоза "Проворный", который вёз за собой самый первый состав по царскосельскому направлению.
17.
18.
Великолепно, в модернистском стиле, построен не только вокзал, но и станция. Над путями и платформами установлен металлический дебаркадер, навесы. Поскольку часть ветки остается неэлектрофицированной, у платформ часто стоят дизельные поезда и тепловозы - испускаемым дымом и гарью они лишь укрепляют ощущение того, что ты очутился в начале ХХ века со всеми прелестями стремительного развития научно-технического прогресса, шиком и блеском тех времен.
19.
Хоть Витебский вокзал и создаёт впечатление не особо людного места, уехать отсюда можно по очень большому количеству направлений. Ежедневно отсюда отправляются, сюда прибывают поезда из и в Днепропетровск, Киев, Минск, Брест, Крым, Львов, Таллин, Ригу, Псков и многие другие города преимущественно южного и юго-западного направления.
20.
21.
Честно говоря, завидую тем людям, которые впервые увидели Петербург, сойдя с поезда именно на Витебском вокзале. Мне кажется, впечатлений от своего первого раза в Северной Столице у них куда больше чем у нас, приезжающих на Московский вокзал.
Чтобы подвести итоговую черту, скажу лишь одно - теперь вы сами все видели. Теперь мне точно не стоит писать ни слова о том, что Витебский вокзал - достопримечательность из категории must see в Петербурге. Удобнее всего вписать ее в план своей поездки, запланировав на один день путешествие в Царское село (город Пушкин) или Павловск - там великолепные дворец и парк с белками. Электропоезда в том направлении отправляются именно с Витебского вокзала. Приходите за час до отправления, перекусите быстренько в расположенном напротив вокзала Макдоналдсе, а затем посвятите 30-40 минут своего времени тому, чтобы полюбоваться Витебским. Смело ищите самые его закутки, осматривайте залы и помещения, фотографируйте, наслаждайтесь этой ни с чем не сравнимой атмосферой ушедшего времени. А когда вы займете свое место в электричке и поезд тронется, вспомните, что сейчас вам предстоит проехаться ровно по тому же маршруту, что и императорская семья и знать 30 октября 1837 года, в день запуска первой в России железной дороги.
Понравилась статья?
Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу.
Хотите помочь стать этому блогу более популярным? Нажмите "Рекомендовать" в самом низу страницы, в правой части белой полосы "LJ Times" и
добавляйтесь в друзья, чтобы не пропустить самое интересное.