считать за естество потребно чистую душу, свободную от всяких эмоциональных привязанностей

Jun 17, 2020 09:34

Урок 8 "Профессионализм"

У Владимира Леви в книге «Куда жить» есть интересное описание содержания профессионализма:
«Профессионализм в деле складывается из двух составляющих:
1) понимания предмета;
 2) умения исполнять профессиональную роль.»
В чем-то я согласен с уважаемым человеком, что-то осталось «за кадром». «Понимание предмета» в моем представлении выражается глаголом «владеть». Потому как понимание в моей жизненной системе координат есть одностороннее влияние. Ты понимаешь предмет, а ему на твое понимание индифферентно. Безразлично т.е.
Владеть предметом своей деятельности безусловно важно. Причем без разницы, что из себя представляет этот предмет, и в чем состоит понимание. Столяр-профессионал прекрасно управляется своим столярным инструментом, понимает, что и как делать. Врач-профессионал, с помощью медицинских приспособлений и опыта, накопленного годами практики, знаний, которые постоянно пополняются, успешно помогает больному выздороветь. Также и учитель-профессионал с помощью своего голоса, жестов, мимики, внимания к мелочам, знаний успешно выполняет свое предназначение - «сеять светлое, полезное, доброе»
С профессиональной ролью сложнее. Для меня «роль» - это принятие правил, условий, определенного стандарта поведения. Есть роль учителя, есть роль ученика. Они не являются неизменными, даже выступая в роли учителя я постоянно учусь. Однако это побочный результат деятельности. Исполнять роль и быть в роли - это не одно и тоже. Профессиональная роль учителя не является статичной и не все слова в ней прописаны. К примеру, мне ответил грубо ученик на уроке. Как среагировать? Нет единого норматива поведения. Кого-то отправлю «проветриться на пару минут» . Я не имею права удалять человека с урока, но отпустить проветриться никто не запрещает… Можно грубость промолчать…Тишина порой громче крика. Замолкаю и жду реакции на свою тишину…Можно пошутить, либо с юмором, либо с сарказмом. Вариантов ответа много, роль учителя не ограничивается парой стандартных реакций, иначе это не профессиональная роль, а какая-то механическая грубая калька.

иллюзии, учитель, время, творчество, роль, 21 век, школа

Previous post Next post
Up