Режиссёр Виллен Азаров
Авторы
сценария Виллен Азаров,
Василий Ардаматский,
Михаил Блейман
В главных
ролях Михаил Волков,
Георгий Жжёнов,
Евгений Кузнецов,
Алексей Эйбоженко,
Григорий Гай,
Людмила Максакова
Оператор Марк Дятлов
Композитор Александр Флярковский
Кинокомпании Киностудия «Мосфильм».
Творческое объединение «Товарищ»
Длительность 156 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1972
В продолжение этого.
Несколько соображений вдогонку. Эту трилогию я бы назвал Ur-Штирлиц (как Urfaust). Общая схема примерно та же, а Ардаматский (автор первоисточника) ничем не хуже Юл. Семёнова.
Во-первых, в этих фильмах соблюдено правило показывать немцев, врагов, не полными идиотами, а умными, храбрыми противниками. В том числе, высокопоставленных немцев - например, глава абвера адмирал Канарис в исполнении Бруно Фрейндлиха, рассуждающий и сомневающийся в победе (в 1943 году, что не удивительно). В связи с этим имеет место во-вторых.
Тот же Канарис говорит, что вплоть до конца 1942 года немецкая армия одерживала, в основном, победы над Красной армией (за исключением битвы за Москву, которая расценивалась немцами как временная неудача), которая resp терпела поражения. Строго говоря, так оно и было: отбились под Москвой, но затем отступили аж до самой Волги, очистив Украину, Ростов, Кубань и почти весь Северный Кавказ (немцы на Эльбрус даже успели взойти). Разве это не поражение? Возможно, нынче за подобные утверждения могут привлечь к ответственности, но тут уж извините, против фактов трудно возражать. Тем более, что это не исключает ни подвигов, ни героизма.
Но в первом фильме - "Путь в Сатурн" - даже отражена паника, царившая в Москве в ноябре-декабре 1941 года, и герой фильма генерал Тимерин (отличная работа Георгия Жженова) не отрицает возможности оставить столицу. Он вообще - достойный герой, без дутого пафоса, без звонких патриотических речей, всё по делу. Вот только забавно, что в его кабинете нет почему-то портрета Сталина, а только Ленин. Видимо, был какой-то запрет.
Но это мелкая деталь. В общем, трилогия вышла приличная и довольно реалистичная, да и интрига там сохраняется почти до самого финала. Наконец, главный герой-разведчик человечнее Штирлица, любит красавицу Софи Краузе в исполнении Людмилы Максаковой, успел даже заделать ей ребенка...
Жаль, что у Михаила Волкова больше не было таких хороших ролей в кино, да и колоритная Людмила Шапошникова, блестящая актриса, тоже не слишком много снималась. Ну и Прокопович тут хорош, очень хорош.
Еще
Click to view
Click to view
Мое кино