Аркадий Исаакович Райкин. 110 лет со дня его рождения. Просто повторю запись, которую выкладывал к его столетнему юбилею, с небольшими изменениями и добавлениями
Click to view
К столетию со дня рождения великого артиста было написано много всякого лишнего. Но Аркадий Райкин не нуждается в чрезмерных, избыточных похвалах.
Он не был ни властителем дум, ни "борцом с советской властью". Это был просто - хотя ничего себе "просто!" - гениальный актер, блистательно исполнявший репертуар - скетчи, миниатюры, сцены, эпизоды, сочиненные очень талантливыми авторами. Но при этом - настоящий народный артист СССР, истинно советский артист.
Под конец карьеры и жизни Райкин не поладил с впавшими в маразм ленинградскими партийными руководителями - и "эмигрировал" в Москву, где у него давно уже была еще одна квартира в хорошем доме, в самом центре, в двух шагах от Маяковки и улицы Горького, и где перед ними открыли зеленую улицу - дали свой театр, построили новое здание, решили все проблемы.
В СССР и народ, и власть любили и ценили высокое искусство.
Я почти два года назад
написал:
"В СССР профессиональный юмор был на вес золота. Перлы лелеяли как драгоценности. Естественно, они не сыпались, словно из рога изобилия. Пробиться к публике было нелегко - причиной тому были не только зверства тоталитарной цензуры, но и жесткий отбор по художественным признакам. Худсоветы знали свое дело, ставили совсем не шуточный знак качества. В результате публике предъявлялся штучный товар, про который можно было смело сказать «советское - значит отличное»".
Таким вот отличным и был театр Аркадия Райкина. Благодаря высочайшему качеству он пережил смену эпох и до сих пор вызывает непосредственные эмоции зрителей. Это остроумно и исполнено на высшем профессиональном уровне.
Сравнивать с тем великим искусством всяких петросянов и "камеди-клабы" бессмысленно.
И еще. Аркадий Райкин не присваивал труд авторов, писавших для него тексты, но он становился их подлинным соавтором - как настоящий музыкант становится соавтором музыки, которую он исполняет.
Но это разделение труда, увы, осталось в советском прошлом. И вовсе не потому, что нет хороших актеров. А из чисто шкурных, материальных соображений: авторы давно уже предпочитают сами "исполнять" свои произведения. Получается это у них очень так себе.
А теперь - видеотека
Волшебная сила искусства
Click to view
В греческом зале
Click to view
Дефицит
Click to view
Насосы и колеса
Click to view
Кто сшил костюм
Click to view
Большой начальник
Click to view
О воспитании
Click to view
"Мы с вами где-то встречались". Фрагменты
Click to view
Click to view