Писать не собирался. Я отнюдь не восторженный поклонник этого режиссера, и хотя не признаю лицемерные некрологи с неискренними панегириками, но не понимаю, зачем, извините, обсирать свежепреставленного именно в эти дни, ведь никто раньше не мешал высказываться о его фильмах и творчестве вообще.
Тем не менее многие блогеры именно теперь сочли нужным рассказать о своем неприятии сабжа, хотя никто их за язык не тянул. Не использовали прекрасную возможность промолчать.
Зачем? А вот из вредности!
Еще можно понять, когда посмертно сводят счеты идейные оппоненты. Но Соловьев не грешил сокуровщиной и михалковщиной, не лез в политику, не пас народы, не учил жить, не рассуждал о "судьбах России". Он делал своё дело, которое умеет делать лучше многих - снимал кино. Разное кино, и экранизировал классику, и сочинял картины на современную тему, и всё это - всерьёз, но и без свирепой тупой серьёзности, легко и изящно, по всем жанровым "азимутам", профессионально и со смыслом.
А дальше начинается вкусовщина. Кому что нравится, при том, что нормальным мужчинам наверняка нравится Татьяна Друбич, да тут уж "завидовать будем".
На мой личный взгляд, свои лучшие фильмы Соловьев снял в начале 70-х - "Егор Булычев", особенно - замечательный "Станционный смотритель", потом потихоньку шло на убыль, хотя "Сто дней после детства" - фильм очень хороший. Другое дело, что мне не близка вся эта эстетика и романтика, да и знаменитую культовую "Ассу" я воспринял сдержанно. Вот только нелепо отрицать, что эта картина отразила свое время, ту самую опасную и заманчивую "эпоху перемен". Замечательно, то режиссер при этом не был ангажирован ничем, кроме любви к советскому року, а те самые перемены, о которых там поёт Цой, сгубили целое поколение советских художников, не сумевших в постсоветскую пору создать ничего не только равного, но даже сопоставимого с их творениями периода советского "тоталитарного режима".
Как я уже заметил выше, эта тенденция коснулась и Сергея Соловьева.
Ну и в заключение отрывки-цитаты из моих постов, написанных сразу после просмотра отдельных фильмов Соловьева. Как есть, sine ira et studio. Режиссер был жив-здоров, и при всем моем уважительном отношении к нему, я достаточно жестко расставлял акценты и нюансы.
Сто дней после детства
"...Фильм - изящная вещь, такой элегантный этюд о воспитании чувств. Правда, слишком пропитан литературностью и даже, я бы сказал, литературщиной. Очень много Лермонтова, а точнее псевдо-Лермонтова. Ну так Соловьев был молод, еще нечетко знал меру, хотя его более ранний фильм "Станционный смотритель" кажется мне даже более зрелым, как ни странно.
Ну и юная Таня Друбич прекрасна, тут мои вкусы полностью совпадают с предпочтениями режиссера и главного молодого героя.
Шакуров тоже старается, его герой какой-то уж очень хороший. Но в принципе этот фильм не следует оценивать по шкале реалистичности, это тоже своего рода летняя сказка о первой любви, причем все-таки - литературной любви".
Дальше
Спасатель
"Спасатель при пляже - Василий Мищенко (типичный такой парень того времени) - идет в армию, проводит ночь с одной девушкой, затем спасает в реке другую - Татьяну Друбич как раз, которая вдруг решила покончить с собой, так как влюблена в учителя (школу она уже окончила), который Шакуров, который ничего не знает о ее влюбленности и который несет ученикам всякую советскую чушь про Анну Каренину, "освобождающуюся от пут" (забавно, что когда Соловьев сам снял "Анну Каренину", он уже так примитивно не трактовал). При этом и учитель - типичный кающийся интеллигент, и спасатель, хотя он и попроще, тоже, и муж героини Друбич, все они полны мелодраматических раздумий и комплексов, а есть еще недоделанный кинолюбитель - Кайдановский, который пытается снять какой-то фильм про учителя и его "духовность".
В общем, некая многозначительная чушь. Нет той ясности, что была в "100 днях после детства", есть не сложность, а мутная усложненность и что я уже выше написал".
Чужая белая и рябой
"Голубятники, трудное послевоенное детство, похоже на фильм "Замри-умри-воскресни", но тот более кондовый, зато более простой, ясный и бесхитростный. Соловьев намного искушеннее в профессии, но, пожалуй, перемудрил, какого-то космонавта в начало и конец вставил, играет с цветом, то фильм цветной, то черно-белый, и я так и не понял логики этого алгоритма.
Да и по содержанию переинтеллигентничал, пожалуй. Отец главного героя с философскими сентенциями, писатель Битов (!) в роли пианиста-композитора, некая томная бывшая актриса Камерного театра, все они в глухой то ли эвакуации, то ли ссылке, голодная нищая жизнь 1946 года.
Вроде бы неплохо всё, снято тонко и ажурно, легко смотрится, но я остался совершенно равнодушным. Как, впрочем, обычно в случае с фильмами Сергея Соловьева".
Станционный смотритель
"Этот фильм - красивый, по-хорошему красивый, не просто иллюстрация, а лирическая киноновелла, миниатюра вполне в духе Пушкина. Есть и конгениальное Александру Сергеевичу - замечательная музыка, которую сочинил Исаак Шварц. Я ее по сути впервые услышал, хотя фильм этот когда-то давно видел, но забыл.
Красива Дуня, одна из жен Соловьева, не актриса, да она и не играет совсем, только смотрит, глаза у нее прекрасные. Велик, как всегда и везде, Николай Исакович Пастухов, он простудился на съемках фильма, потом долго болел. Ну и Никита Михалков, как обычно, играет самого себя, это у него отлично получается.
Нет затянутости, есть обстоятельность и дымка задумчивости. То, что надо".
Как всегда с серьёзными художниками, всё сложно и неоднозначно