Умер Леонид Хейфец. Возраст преклонный, на 88-м году жизни.
Последние десятилетия он, как я понимаю, преподавал в Щукинском институте, где как-то раз даже мне случилось пообщаться с маститым театральным деятелем, и в ГИТИСе.
И еще я вспомнил, что беседовал с Леонидом Ефимовичем, году в 1988, когда он был - недолго - главным режиссером театра Советской армии. Собственно говоря, я пошел к нему с конкретной целью: написать в "Неделе", гдле я тогда работал, статью о команде актеров-военнослужащих, в которой сам служил в 1984-85 годах. Даже заголовок придумал "Мельпомена под знаком Марса". Вот и пообщался на эту тему в том числе с Хейфецем, который высказывал крамольные мысли типа того, что "нам не нужна такая большая армия", ну и прочий интеллигентский трёп, модный в те годы поздней перестройки.
Из моей затеи ничего не вышло. Главный редактор "Недели" Виталий Сырокомский сильно испугался даже самого замысла, пробурчал что-то типа "Не хватало мне еще с Главпуром связываться!". Очень жаль, ибо это было бы первое упоминание в СМИ о команде, и читателям это было бы интересно, и наш командир Анатолий Андреевич Двойников порадовался бы, он тогда был еще жив, а рассуждения Хейфеца об армии я бы оставил "за скобками", они к задуманной мной теме не относились. Но трусливый Сыр зарубил идею на корню.
Потом, сильно потом, уже после 2011 года, я реализовал эту идею в малоизвестном журнальчике Международного института театра, с тем самым заголовком, но это уже нафиг никому не было нужно и интересно.
Но вернемся к Леониду Хейфецу.
Помню те времена, когда Леонид Ефимович был режиссером, тонким, умным, ярким, оригинальным. Его спектакли в Малом театре "Заговор Фиеско в Генуе" и "Король Лир" (глыба! Но он замахнулся и справился) накрепко врезались мне в память вплоть до отдельных мизансцен.
Его телевизионные спектакли "Обрыв" по Гончарову и "Вишневый сад" - отличные образцы современной постановки русской классики.
Были и другие спектакли в театре и на ТВ, и весьма интересные, но только хотя бы за вышеупомянутые четыре постановки Леонид Хейфец навсегда останется в Золотом фонде российской режиссуры ХХ века.
Он был настоящий Большой Художник, каких осталось до крайности мало. Светлая память. Царствие ему Небесное. Проводим аплодисментами, как это принято в театре