Спорительница хлебов

Jun 09, 2022 19:02



Сейчас эту икону почитают и признают чудотворной, хотя подлинник ее утерян и до сих пор не обретен. Но образ претерпел и другие удары судьбы.
Церковь наша русская - как институт - всегда отличалась тупой догматичностью и бюрократизмом, особенно в период от Петра до 1917 года, когда Церковь фактически была "министерством духовности". Синод посчитал эту икону не вполне канонической и запретил. Безуспешно, но чиновники из Синода могли бы не рыпаться. Святее вдохновителя и идейного творца этой иконы трудно кого-либо было найти.

Замысел написания этой иконы, принадлежащий преподобному Амвросию Оптинскому, возник у него в последние годы жизни. Будучи обеспокоен судьбой Шамординской женской обители, он молился Божией Матери о покровительстве и заступничестве. В основу эскиза, сделанного им лично, лёг пейзаж окрестностей Шамординского монастыря с парящим над ним образом Богоматери. В 1890 году Амвросий поручил написание иконы иеромонаху Даниилу, родному брату шамординской игуменьи Софии, который был известным академическим живописцем.
Иеромонах Даниил изобразил Богоматерь, сидящую на облаках с распростёртыми руками, в привычном для себя академическом стиле живописи. Образ Богоматери был взят с иконы «Всех святых» из Богородично-Всехсвятского монастыря Орловской губернии. Нижнюю часть иконы занимал натуралистический пейзаж с уходящим вдаль хлебным полем и снопами ржи.
Написанная икона, не будучи традиционной, оказалась близка тому образу, который представлялся старцу Амвросию. В Оптину Пустынь её доставила осенью 1890 года игуменья Илария, настоятельница Болховского женского монастыря, в котором икона писалась. Икону сразу же начали почитать как в Оптиной Пустыне, так и в Шамординском монастыре.
Списки с иконы посылались туда, где наблюдалась большая нужда. Икону стали почитать чудотворной после голодного 1891 года, когда Оптина Пустынь, Шамординский монастырь и прилегающие местности всё же смогли, несмотря на общее неблагополучие, получить хороший урожай. В 1892 году список с иконы отправили в Пятницкую общину Воронежской губернии, где наблюдались засуха и голод, и во время молитвы перед иконой начался дождь, что позволило получить урожай.
Там еще подробности.
Так в иконе этой соединились Оптина пустынь со старцами и женский монастырь в Шамордино.
Еще



Акафист.
В нём ни слова не сказано о попытке запрета, но видимо "формат" не позволял

духовное, история

Previous post Next post
Up