С трудом вспомнил некоторые, знал намного больше. Какие-то вычитал, например, у Смелянского, какие-то мне рассказали. На сей раз я никакими интернет-источниками не пользовался.
Let be
Великий МХАТовский актер Борис Ливанов время от времени впадал в запои. Его близкие это кодировали фразой "Тигр вырвался на волю", потому что он куда-то уходил из дому и исчезал из виду. Был лишь один швейцар одного из ресторанов, который знал, где искать народного артиста. К этому швейцару обращались с заветной выше процитированной фразой, и он находил пропажу.
Так вот, однажды после такого запоя мрачный Борис Ливанов бродил в закулисью Кремлевского театра, где МХАТ играл спектакль. И актер стал свидетелем такой сцены. К телефону подходит неприметный человечек, берет трубку и говорит: "Восьмой? Я четвертый. У тебя всё в порядке? У меня всё в порядке". И так много раз, с интервалом минут в пятнадцать.
Слушал это Ливанов, слушал, а потом сам подошел к телефону, взял трубкуц и говорит: "Восьмой? Я четвертый. У тебя всё в порядке? А у меня Царь-пушку спиздили".
У великого МХАТовского актера Анатолия Кторова был скверный характер. Как-то раз группа мхатовцев, живших в одном дачном поселке, поехала смотреть частичное солнечное затмение. А Василий Осипович Топорков проспал и опоздал.
Когда его коллеги вернулись из поездки, он побежал их встречать и взволнованно спрашивать: "Ну как? Как затмение?" Первым из возвратившихся шел Кторов. Он лаконично ответил на расспросы Топоркова: "Говно".
Кторову лень было ехать на выборы депутатов Верховного Совета СССР, а эта процедура была обязательной для всех советских граждан. Настал день выборов, а Кторов всё никак не появляется на избирательном участке. Агитаторы, у которых за неявку избирателя, тем более такого известного гражданина, будут неприятности, поехали на МХАТовскую дачу - вытаскивать Кторова на выборы. Но тот ни в какую. Агитаторы разнервничались: что же мы скажем, как же объясним ваше отсутствие нашему начальству? "Передайте им, что я контрреволюционер", - спокойно ответил Кторов и захлопнул дверь перед носом агитаторов.
В сталинские годы артистам МХАТа было всё дозволено.
Еще
Не про МХАТ
В театре во время любого спектакля всегда есть незаметный, но очень важный персонаж - помощник режиссера или просто помреж. Он, хотя по большей части это она, и среди них я знал очень красивых девушек, обеспечивает ход спектакля и в числе прочего, например, от помрежа зависит, чтобы вовремя раздался выстрел, когда актер на сцене нажимает на курок.
Так вот, однажды, в сцене дуэли актер нажимает на курок и нажимает, а выстрел не раздается. Что делать? Тогда первый дуэлянт подскочил к противнику и со всех сил дал ему пинка под зад. Второй дуэлянт понимает, что ему пора умирать от этого пинка. Но как? Ничего, он сообразил: вскрикнул: "О Боже, его сапог отравлен!"
Есть различные вариации этой байки, я знаю такую версию.
В Нижнем Новгороде, в местном театре, был актер, знаменитый на весь город своими настойками.
И вот однажды идет спектакль "Коварство и любовь" по пьесе Шиллера, и некий молодой человек спрашивает героя, причем отрицательного героя, которого играет этот самый актер: "Так вы настаиваете? Вы настаиваете?" Тот в ответ долго молчит, а потом не зловеще, как должен по роли, а грустно произносит: "Да, я настаиваю". Зрители захохотали. Половина покупала настойки у этого актера, остальные поддались общему порыву.
Думал, что это про МХАТ, но но это Современник.
Идет спектакль "Большевики", про Ленина, которого нет на сцене. Он как раз тяжело ранен, и на сцене сидят его соратники и волнуются: как там вождь? Что с ним? Вбегает один известный актер, по-моему, Евстигнеев, но это неточно, который должен сказать достаточно простую фразу: "У Ленина лоб желтый". И вдруг вместо этого он говорит: "У Ленина жоп желтый". Ничего не знаю, про реакцию реакцию зрительного зала, но актеры, которые были на сцене отреагировали не совсем так, как должны были на эту тревожную весть.