Телеспектакль 1970 года ближе к оригиналу. Смотрел его когда-то, недавно пересмотрел пронзительную мелодраму Лотяну "Мой ласковый и нежный зверь" с чудесным вальсом Евгения Доги, но всё это сильно уступает повести.
Чехов ее не включил в собрание сочинений, никогда о ней не вспоминал и нигде не упоминал, будто ее не было. Стыдился и стеснялся? Вряд ли. Скорее всего, понимал, что больше не пойдет таким литературным путем, что ему ближе другой стиль.
О чем речь? Много спорят до сих пор о жанре этой повести. Встречал я мнение, будто это пародия на уголовные романы, модные в ту пору (их авторы упоминаются главным героем, судебным следователем - Лекок, Шкляревский и пр.), но это ерунда. В повести нет никакой пародийности, она вполне серьёзная. Есть в ней заметные элементы любовной мелодрамы, но уж очень сильно искаженные, даже, я бы сказал, извращенные, потому что нет в повести настоящей нормальной любви. Даже неистовую страсть Урбенина к юной Оленьке за таковую счесть невозможно, какая-то она мутно-клиническая, истребительная. А уж про любовников этой очаровательной юной твари что и говорить... Какая там к черту "любовь"?! Им подобные чувства неведомы.
Тут-то и "зарыта собака"!
Герои, персонажи - нигде и никогда таких больше у Чехова не будет. Речь о главных героях, в эпизодах порой всякая дрянь встречается. Но чтобы основной и главный, от имени которого ведется повествование! Точнее, повесть в повести (как спектакль в спектакле), написанная главным героем, следователем Камышевым. Это такой подонок, что Смердяков или Ставрогин рядом с ним - невинные малые дети. Честно говоря, я вовсе не могу вспомнить хотя бы еще одного такого главного героя в русской литературе, такую циничную подлую мразь в привлекательном человеческом облике (он нравится женщинам, к нему по какой-то загадочной причине хорошо относится более-менее порядочный человек, местный врач). Передонов из "Мелкого беса"? Да нет, он жалок, но почти трагичен. А этот Камышев - самодовольное гнусное существо с претензиями на некие душевные терзания.
И мы видим все события, всех других персонажей повести глазами этого существа, написано от первого лица, будто он alter ego автора, что не соответствует истине, однако, тем не менее Чехов, милейший наш русский интеллигент Чехов в пенсне по сути дела перевоплотился в этого лощеного, холёного подонка. Видимо, больше не пожелал совершать такие перевоплощения. Больше ничего подобного и не пробовал писать.
Двое других главных героев мало чем лучше Камышева.
Граф Карнеев, ничтожество, алкаш, развратник, да просто слизняк, которого Камышев презирает, не любит, но крепко связан с ним на всю жизнь.
И Оленька, развратная девица, которая вышла замуж за старика Урбенина, графского управляющего, потому что он дворянин и показался ей богатым, потом при живом муже ушла жить с графом, которого терпеть не может, но ей нравится, что он граф, его сиятельство, и он действительно богат (до поры до времени), ну а свою похоть удовлетворяет с Камышевым, которого типа "любит", то есть с ним ей нравится заниматься любовью.
Никого из этих троих не жаль. Есть ли в повести положительные герои? Разве что несчастный Урбенин, которого хотя бы жалко. Да еще очень жаль попугая, коего сгоряча прикончил Камышев...
Да, имеется еще доктор, человек приличный, и некая Наденька, в которую он влюблен, а она, дурочка, любит Камышева. Но это персонажи второго-третьего плана, лица подчиненные, так сказать, "прилагательные".
Вот такая необычная повесть, сложно составленная, двухчастная, и написанная ярко, смачно и экспрессивно (пейзажи в ней истинно чеховские!), читается на одном дыхании. Я впервые прочитал на старости лет и рекомендую.