Режиссер
Римас Туминас
Композитор
Фаустас Латенас
Художник
Юлиан Табаков
Актеры
Александр Павлов, Артур Иванов, Леонид Бичевин, Олег Лопухов, Анна Антонова, Марина Есипенко, Владимир Бельдиян, Василий Симонов, Мария Аронова, Евгения Крегжде, Владимир Симонов, Юрий Красков, Валерий Ушаков, Анатолий Меньщиков, Андрей Зарецкий, Виктор Добронравов, Евгений Косырев, Алексей Кузнецов, Олег Макаров, Александр Рыщенков, Сергей Епишев, Александра Титова, Александр Солдаткин, Дмитрий Соломыкин
Режиссер Римас Туминас. Я уже видел этот спектакль. К сожалению, по телевизору. Но не посмотреть его не мог, у меня с этой пьесой Шекспира слишком многое связано, о чем я писал в мемуарах не один раз. И дипломную работу по ней писал, и
доклад делал на Шекспировских чтениях. А постановку видел лишь одну, вот эту. И посмотрел еще раз.
Да, действительно, это если не идеальная, то оптимальная интерпретация сложного и многослойного произведения, о котором сейчас рассуждать не буду, места не хватит. Перейду к постановке.
Туминас положил в ее основу принцип травестии, постоянного перехода из одного состояния в другое и балансирования на гранях этих переходов - от любви к разврату, от драмы, почти трагедии, к фарсу и обратно к трагедии, когда оплакивают убитого Гектора, а затем снова к фарсу, финальной скабрезной реплике сводника Пандара. Владимир Симонов просто великолепен. Он тут вообще главный герой, доминирует в любовных сценах, так что трансформация Крессиды вполне логична.
Если бы шекспировскую Джульетту вот так же спаривал, случал (извините, но другой глагол тут неуместен) с Ромео некий сводник вместо добродетельного отца Лоренцо, то она бы вместо самоубийства сошлась бы с Парисом (не троянским царевичем, а его тезкой).
Евгения Крегжде, которая тут Крессида, прекрасно могла бы сыграть Джульетту, кстати. Мне очень нравится эта латышка, любимая актриса Туминаса, она тонкая, гибкая, тоже отменно травестирует от горячей влюбленности в своего Троила до блядовитых ужимок с "веселыми греками".
Троил - кинозвезда Леонид Бичевин - тоже очень хорош, искренний, горячий, нескладный, порывистый, один из редких положительных героев, но от услуг Пандара не отказался, на чем и погорел в конце концов.
В "Троиле и Крессиде" вообще ОЧЕНЬ много действующих лиц, но Туминас сумел каждого разглядеть, изучить, разобрать и продемонстрировать так, что они все запоминаются, хотя я не знаю этих актеров. Ахилл - тщеславный, самовлюбленный шляхтич (Виктор Добронравов) со своим женоподобным Патроклом (Сергей Епишев); премудрый хитроумный Улисс с длинными белыми волосами, резонер и фарисей, Олег Макаров даже часть монолога отменно произносит (понятное дело, что его сильно сократили); комичный Аякс (Евгений Косырев), и напротив - обаятельный Гектор, эдакий трудяга-шестидесятник, второй более-менее положительный герой. Его и убивают. Честно говоря, у Шекспира это не главный мотив, проходная сцена, зато в спектакле это важный и солидный противовес циничному фарсу, в котором опять-таки, извините за полюбившееся мне слово, травестируется честь, доблесть, геройство, любовь, верность... Да всё хорошее и светлое. И в этом безобразии рулит Терсит (Юрий Красков), как рифма цинику Пандару. И Елена - Мария Аронова - развратная баба, с вожделеющим ее Парисом. Да всех актеров не перечислить, мне незнакомы их имена, но могу твердо заявить, что среди них нет ни одного провала или хотя бы неточного рисунка.
В постановке есть несколько мощных и выразительных немых сцен, описывать которые можно долго, но лучше посмотреть, так как запись осталась (сам спектакль уже снят с репертуара). Очень тонко подобрана музыка, и звучат речи на загадочном непонятном языке, который я принял за литовский, но нет! Это типа древнегреческий, насколько возможно восстановить его звучание.
Всё это вполне соответствует оригиналу, Туминас никогда не устраивает пошлых безобразий богомоловско-серебренниковского типа. Он глубокий, очень талантливый режиссер. Жаль, что он покинул Россию по дурацким политическим причинам.
Еще
Click to view
Мое кино