Необязательные мемуары. Глава 5. Милан. Рим

Dec 17, 2022 13:00

Предыдущая глава


На улице в Риме. Я и Игорь Тимофеев, он же Бабуин - о нем пойдет речь ниже. Фото Игоря Буккера

Поедем дальше по городам и весям Италии.
Но для завершения разговора я хочу, справедливости ради, заметить, что не всё в Венеции так волшебно и прекрасно. Есть и недостатки. По крайней мере, были в то время, когда я туда ездил. Например, жуткая дороговизна - по сравнению с Римом, Флоренцией и другими итальянскими городами. Обычно самая дорогая жизнь в столице, но в Италии такой классической исторической столицы нет, Неаполь, Флоренция, Милан, Венеция да и многие другие куда меньшие городки тоже были столицами на протяжении веков.
И Венеция из них - самая дорогая. Повторю, что так было в начале двухтысячных, но я не думаю, чтобы это изменилось. Говорят, дороговизна вызвана островным положением Венеции, но в ее материковой части цены такие же. Так что дело не в географии, а в торгашеской жадности венецианцев, исторической и имманентной. Между прочим, уж на что скуден бывает так называемый "континентальный завтрак" в европейских отелях, в Венеции это нечто особенное, даже голодающие Поволжья завтракали плотнее.
А вот прогулка на традиционных гондолах - очень и очень дорогое удовольствие. Я побеседовал с гондольерами, они могут изъясняться на многих других европейских языках, и из этой беседы понял, что мне по карману могла быть разве что переправа на гондоле через Гран Канале, но тратить деньги на такую ерунду не имеет смысла. А вот нормально покататься на гондолах могли себе позволить, в основном, японцы. Я не раз видел, как они кайфовали под баркаролу.

Миланская струя

Но хватит Венеции, поехали, например, в Милан.

Рассказывают и будут рассказывать, что Милан - центр высокой моды, гламурная Мекка. Возможно. У меня Милан ассоциируется совсем с другими реалиями.
А именно - вот с какими.

Ранним утром шли мы по дорожке через парк, что возле Castello Sforzesco, бывшего замка, где теперь устроен музей, находятся останки "Тайной вечери" Леонардо и последняя, необычная и гениальная Пьета Микеланджело, а некогда обитало семейство Сфорца, потомки кондотьера, взявшего власть над Миланским герцогством.
Лично я шел и думал о самых высоких материях. Но вскоре нам, то есть мне, моему другу Игорю Буккеру и нашему гиду по имени Алим (кабардинец, много лет работал в турагентстве в Италии) стало не до искусства, высоких материй и кондотьеров.

Потому что на центральной дорожке парке стоял абориген, который расстегнул ширинку, вынул оттуда известно что и со всей дури орошал дорожку, кусты и весь парк вокруг, насколько сил хватало. При этом абориген очень громко пел, а голос у него был "сильный, но противный".
Вокруг гуляли мамы с детьми и с колясками, прочая приличная публика. И все они делали вид, будто не замечают ссущего аборигена.
Потом мы выяснили, что накануне в Милане был местный карнавал. Дело понятное. Но я никогда, ни раньше, ни потом, не видел, например, в московских парках людей, которые бы с похмелья мочились прямо посреди дорожки! Вот такой гламур, высокая мода и европейская "культура".

Потом мы все-таки зашли и в Castello Sforzesco с его великими шедеврами, и в Миланский собор, посмотрели на знаменитый театр Ла Скала, очень скромный и незаметный, между прочим.
И покрутились на так называемом Туринском быке - мозаике, расположенной на полу Галереи Виктора Эммануила, причем крутиться надо непосредственно на яйцах быка, в результате чего там была протерта круглая и заметная ямка.
Потом, в Вероне, я видел скульптуру Джульетты, у которой одна сиська намного меньше другой, так как к ней прикасаются все туристы. Я прикасаться не стал, а в книге для посетителей оставил возмущенную запись (по-английски): мол, балкон так называемого дома Капулетти расположен чересчур высоко, никакой Ромео не смог бы на него забраться без помощи лестницы (ladder).
Тот дом - не настоящий памятник истории, просто выбрали подходящий средневековый домик с двором. Но Верона в целом - замечательный, прекрасный город, мне он очень понравился, да мне не хочется тут растекаться в эмоциональных восклицаниях и всхлипах.

Четвертому Риму - бывать!

Теперь на очереди Рим.
Все знают старинную русскую поговорку про Третий Рим с обязательной добавкой, complemente по-итальянски: Четвертому не бывать! Я с этим не согласен. Потому что и Пятому Риму бывать, и есть, как минимум, четыре разных Рима - в одном. Переплетенные и взаимопроникающие.

Первый Рим - античный. Форум, Колизей и много разных прочих островков и вкраплений, иной раз по половине какого-нибудь здания.
Второй Рим - средневековый. Он держится отдельным солидным островом, называется Centro Storico. Его сильно порушили Викторы Эммануилы и Муссолини, проложив там два или три проспекта, но все равно сохранилась немалая часть прихотливой вязи улиц-переулков. Туда же я бы отнес и Trastevere, то есть "ЗаТИБРоречье", район по другую сторону реки, очень симпатичный.
Третий Рим - католический. Он порой незримо, а иногда зримо отделен от средневекового. В основном, это Ватикан, но есть и вкрапления в других районах, целый ряд католических соборов, принадлежащих папской власти - Латеран, например, где был подписан знаменитый договор с Папой Римским, загонявший понтифика в пределы Ватикана. Или огромный собор Santa Maria Maggiore, да много еще...
Четвертый Рим - я бы назвал его буржуазным. Фонтан Треви, площадь Испании со знаменитой лестницей, улица Корсо и прочее пространство, которое туристы используют для шоппинга. Но там же, например, находится и островок античного Рима - древний Пантеон, впоследствии "оккупированный" католической церковью.
Наконец, имеется и Пятый Рим - современный, спальные районы, обиталища диких орд гастарбайтеров, но этот Рим совсем скучный, тупой и неинтересный.

Впрочем, есть в "вечном городе" и странные очаги, которые непонятно к какому Риму относятся. Так, в двух шагах от Колизея расположен парк Оппио, который был те годы, что я его посещал, фактически захвачен "понаехавшими" смуглыми субъектами, подозрительно напоминающими кавказцев. Они там жгли костры и что-то прямо на них жарили. Ходить там было страшно даже днем, я один раз рискнул, больше не пытался, а вечером ни за что бы туда не сунулся.
Мультикультуральность, доведенная до идиотизма. Это, видимо, уже шестой Рим, которому лучше бы не бывать.

Выпить в Риме из фонтана

В свой первый приезд мы попали Рим совсем поздно, но так как решили, что приехали туда не спать, то собрались ночью побродить по городу. Пошли мы втроем, и поэтому, естественно, взяли с собой бутылку водки. Решили, что бухать на улицах ночного Рима - даже романтично.
И во-первых, умудрились по ходу маршрута аккуратненько обойти по широкому кругу Колизей, так его и не заметив. Ну а во-вторых...

Строго говоря, мы прилетели в Италию вдвоем, а третий спутник к нам приблудился в автобусе из аэропорта Римини. Это был первый и последний раз, когда я посещал Италию в составе традиционной туристической группы.
Так вот, этот третий, отрекомендовавшийся знатоком Нью-Йорка и автором книги о том, как выжить в "Большом Яблоке" (потом он нам свою книгу подарил, зовут его Игорь Тимофеев, я ниже привожу ее фото), неожиданно и громогласно заявил: дескать, здесь в Риме можно пить воду из любого фонтана!
С чего он это взял, не знаю, ни в каких путеводителях ничего подобного не сказано, но мы к тому моменту уже прикончили полбутылки, а до того, как водится, пили коньяк из дьюти фри в самолете и энергично добавляли в автобусе, так что логика мыслей у нас могла быть прихотлива.
Тем более, что для запивки мы купили какой-то сок вместе с одноразовыми стаканчиками (bicchieri) у ночных торговцев-жуликов арабско-кавказского вида, и сок этот оказался настолько мерзким, он был таким химически ядовитым, что пришлось его вылить. А запить хотелось.

Короче говоря, я уже нетвердо ощущал реальность и решил проверить на себе тезис Игоря Тимофеева. Увидели мы фонтан посреди круглой площади, прошли к нему через проезжую часть, благо машин не было, мы с г-ном Тимофеевым зачерпнули водички из резервуара под красивыми скульптурами. И немедленно выпили.
Было это на Piazza della Republica - Площади Республики.
Вы не можете себе представить, в каком я был ужасе, когда на следующее утро окинул эту площадь и этот фонтан трезвым взором и увидел картину во всей красе большой городской автомобильной развязки. Страшно подумать, что за элементы периодической таблицы Менделееева скрывались в той водичке!
Но никаких последствий не было. Я остался жив и здоров. Значит, родная водка обеспечила дезинфекцию и убила всю римскую химию.

Вспомнился и еще один случай, приключившуюся со мной в метро в городе Риме.
Римское метро отличается, во-первых, жуткой запущенностью, а во-вторых, там на станции почти невозможно купить билет.
Кассы, где метробильетти продают вручную, находятся далеко и на поверхности, покупать билеты надо заранее и знать места. Под землей же полным-полно автоматов, но они, как правило, или вовсе не работают, или работают неправильно: деньги охотно поглощают, билетов назад не выдают.
Собственно говоря, в Италии почти все автоматы такие, найти исправный - большая удача.

Ну вот, мы втроем уже спустились, билеты заранее не купили, потыркались возле автоматов, дали им сглотнуть определенную сумму, отдавать больше не захотели, и тут мы увидели дырку, сквозь которую можно было спокойно пройти на станцию в обход турникетов.
Мои друзья мгновенно просочились, а я - замешкался. И попал в лапы дежурного, так как в Риме на станциях дежурят не тетушки-бабушки, а крепкие мужики.

Дежурный стал мне объяснять, что надо купить билет. По-итальянски. Я его прекрасно понял, но сделал вид, что ничего не понимаю, и начал возмущенно кричать по-английски: дескать, у вас тут невозможно купить билет, автоматы eat my money, а выходит шиш с маслом и так далее.
Дежурный слушал-слушал, потом взял у меня то ли полторы, то ли две тысячи лир (дело было до введения евро, кстати грабительского и жульнического, но это другая тема), сходил куда-то, вернулся с билетом, сам сунул в отверстие и помог мне пройти через турникет. Товарищи дожидались меня на платформе.

Вышеупомянутого Игоря Тимофеева мы вскоре прозвали Бабуином, так как в Риме есть такая улица - via Babuino, а "знаток" Нью-Йорка был на бабуина очень похож. В том числе, по повадкам. Но об этом - в следующей главе

Вот книга Тимофеева-Бабуина, надписанная им самим



А вот античная скульптура, давшая имя via Babuino


Я возле фонтана Треви, это снято уже в другой приезд, попросил кого-то из прохожих


Я в музеях Ватикана. Извините, сумку из кадра убрать не догадался


Это другой фонтан, не тот, из которого мы пили. Тот был менее историческим


Это вручают посетителям кабака, который стоит якобы на том самом месте, где Рафаэль "имел и не только беседы" со своей возлюбленной Форнариной. Я там был, вино пил, пасту вкушал, пытался выяснить у официантов, где именно находилось место свиданий великого художника, но они затруднились с ответом


Вот так рекламируются ресторанчики в Риме, да и в других итальянских городах


На двух билетах всё написано. Крайний справа - билет в Галерею Барберини в Риме


Ванвителли, он же Ван Виттел, голландец, художник, которого можно назвать "римским Каналетто"


Мои маловысокохудожественные фотографии Рима, которые мне очень дороги
Рим в картинках

Сокровища музеев Капитолия в Риме

Необязательные мемуары

лытдыбр

Previous post Next post
Up