Николай Лукьянович Дупак. 1921 - 2023. На 102-году! Про него можно сказать "И дольше века длилась жизнь" (такой заголовок когда-то придумал Мальгин - отдам справедливость и должное - к статье о поэте Саше Красном, тоже прожившем больше ста лет).
Легендарная, поразительная личность! Фронтовик, был трижды ранен (дважды тяжело) в горло, левую ногу, руку и правую ногу, и один раз контужен, терял слух и речь. Лечился в госпиталях. Был инвалидом, но преодолел себя и сначала вернулся в актерскую профессию, а затем стал Великим Директором Театра - на Таганке, хотя год проработал в театре на Малой Бронной.
Роль директора театра неведома широкой публике, но ее невозможно недооценить. Да, директор занимается хозяйственными вопросами, но ведь актеры - суть не эфирные создания, а живые люди из плоти, им нужны нормальные квартиры, человеческие условия труда и быта. Не каждый директор театра в состоянии это обеспечить, они разные бывают. Например, прирожденные коварные интриганы типа Ильи Когана, сталкивавшие лбами актеров, пожиравшие режиссеров, создававшие тяжелую атмосферу в коллективе. Или настоящие подвижники, для которых важнее всего, чтобы театр жил нормальной жизнью.
Таких я знаю двух - Михаил Петрович Зайцев, бывший директором театров на Малой Бронной и имени Маяковского, и Николай Дупак.
На Таганке он трудился (с перерывом на год, когда поссорился с Любимовым, у творческих людей это случается) с 1963 по 1990 год. Как мог, вёл театр через все искусы и испытания, построил Новую сцену, принципиально отказался играть в спектаклях, чтобы не ставить в неудобное положение главного режиссера, хотя был неплохим актером, и реализовывал свои актерские потребности в кино. Закрывая по мере возможностей "танкоопасные" направления, был духом и символом этого своеобразного театра. Его всегда, все эти годы любили актеры.
Пишут, что именно он настоял на том, чтобы взяли в театр Владимира Высоцкого, хотя это может быть апокрифом, все-таки набор артистов не входит в обязанности и функции директора. Но он привёл в театр художника-сценографа Давида Боровского, выдающегося Мастера. И именно он уговорил самого Юрия Любимова прийти с выпуском актерского курса из Щуки (тогда - Щукинского училища) именно в тот самый забытый Богом театра Драмы и комедии, как он официально назывался.
Без Николая Лукьяновича Дупака не было бы театра на Таганке, который мы знаем и помним, этого явления театрального искусства, навсегда вошедшего в историю театра и нашей страны в целом.
Светлая память. Да будет ему земля пухом, Царствие ему Небесное.
Вспомним, помянем
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view