Тверь. Картинная галерея

May 15, 2023 19:00

В продолжение этого


Расположена в Екатерининском дворце.
Мы - многие из нас - часто недооцениваем провинциальные картинные галереи (не надо обижаться на слово "провинциальные", это просто значит НЕ столичные), и совершенно напрасно. Там таится немало сокровищ, истинных шедевров и прекрасных картин и скульптур. Очень хорошо, что периодически некоторые из них привозят в Москву на выставки, ибо не всюду легко добраться. Но в Тверь добраться не сложно, и это - я надеюсь - был мой первый, но не последний визит в данный музей. Покамест мы с Василием Николаевичем ограничились беглым знакомством в общих чертах (между прочим, Василий не большой любитель живописи, однако тут он осматривал экспонаты с большим интересом).
Вот немного исторической информации:
В 1866 году в Твери по инициативе губернатора П. Р. Багратиона, краеведа Н. И. Рубцова, поэта-декабриста Ф. Н. Глинки, городского головы А. Ф. Головинского был создан один из первых в Российской провинции публичный «музеум», задуманный как историко-археологический и промышленный. Но уже в первой экспозиции, открытой 9 августа 1866 года в присутствии Цесаревича Александра Александровича и Великого князя Владимира Александровича, были произведения искусства - портреты адмирала Корнилова, гравёра Уткина, изобретателя астрономических часов Волоскова, купца Савина. Эти четыре работы, включённые тогда в раздел «достопамятностей», стали основой будущей художественной коллекции.
С 1896 г. (с перерывом в 1936-1961 гг.) музей располагается в здании Тверского императорского дворца, памятника архитектуры XVIII-XIX вв. (архитекторы П. Р. Никитин, М. Ф. Казаков, К. И. Росси, А. И. Резанов).
В дореволюционные годы музей пополнялся художественными памятниками довольно случайно и хаотично. Преобладали предметы декоративно-прикладного и церковного искусства. Впрочем, ряд приобретений той поры по сей день занимает в коллекции заметное место: два деревянных раскрашенных рельефа конца XVIII - начала XIX вв. «Крестьянская свадьба» (поступили из частного собрания в 1883 году), икона XVII в. «Михаил и Арсений Тверские с тверским кремлем и Преображением» (дар П. И. Щукина в 1893 году), картины П. С. Дрождина, Г. В. Сороки и А. В. Тыранова, «Цеховые знаки» - уникальные образцы жанровой живописи XVIII века (переданы Тверской ремесленной управой в 1904 году).
С 1917 года в музей начали поступать предметы из множества национализированных усадеб Тверской губернии, составившие реальное ядро коллекции классического искусства. И так далее, там хорошо изложено, кто-то грамотный писал эту статью.
Ну и пройдемся чуть-чуть по некоторым картинам

Смешно, но я сослепу сперва решил, что это Павел Первый. Ан нет! Александр нумер один. Но тут он уж очень сильно похож на папашу. Эдакий уродец. Понятно, почему он был дико закомплексованный, да ведь еще и тугой на ухо


Сестра Александра Екатерина Павловна. Моя любимая великая княжна. Умная, обаятельная, судя по рассказам. Было неравнодушна к Багратиону, но их потенциальный роман прервали. Потом была выдана замуж за принца Ольденбургского, приличного человека, да тот скоро умер. После чего ее сбагрили в Германию, в Штутгарт, к Вильгельму Вюртембергскому, и там она вскоре скончалась. Людвиг Уланд посвятил ее памяти прекрасное стихотворение.


В галерее много замечательных полотен великих мастеров - Маковский (внизу), Айвазовский, Левитан (но не пейзажи, а портреты), Машков и многие другие, например, портрет Екатерины II работы Антропова, одного из самых первых русских художников мирового уровня.


Не помню автора, это из первой половины XIX века

Уникальная византийская мозаика - Птичка клюёт ягоду.
Как это попала в Тверь? Видимо, купил кото-то из царской семьи. Тот же принц Ольденбургский с Екатериной обитал в Твери, тут была их резиденция


Ну и пока достаточно. Продолжение следует.

фоторепортаж, история

Previous post Next post
Up