Wagners Tag. Строго говоря, он наступит завтра, но можно и днём раньше.
Несколько слов о самом великом композиторе. Wilhelm Richard Wagner. 1813 - 1883.
Как известно, он несколько непопулярен среди определенных социальных групп и малых народов, у него есть проблемы с репутацией.
Да, он бывал неполиткорректен и "нерукопожатен", как многие гении, он впадал в ереси и крайности, его заносило, а в своей публицистике он не знал меры в полемичности настроя. Но все это не имеет никакого отношения к его музыке.
Как не несет Вагнер ответственность за то, что его оперы безумно любил один неудавшийся художник, ставший вождем и заставлявший слушать вагнеровскую тетралогию всех своих подчиненных, которым это было невмоготу. А соратник этого вождя, его главный агитпроповец, любил Моцарта и Бетховена. Дальше что?!
Вагнер - прежде всего композитор и музыкант, затем либреттист и лишь потом все остальное, что может интересовать только историков и культурологов.
Все ушло, осталась его музыка.
Тут тоже все не так просто. До поры до времени мне казалось, что Рихард Вагнер напрасно потратил столько сил и времени на сочинение своих опер, что он мог бы стать гениальным симфонистом, и это правда, да не вся правда.
Оперы Вагнера, особенно - условно - поздние оперы, начиная с тетралогии Кольцо Нибелунга, надо научиться слушать. Это серьезное дело, это нелегкий труд, но если не полениться и заставить себя преодолеть, то обретаешь удивительные, ни с чем не сравнимые богатства. Духовные, эмоциональные и эстетические.
Я долго к этому шел, но сумел пройти этот путь. Вник, проник и прочувствовал тетралогию, постиг даже очарование "Нюрнбергских майстерзингеров", ну и так далее.
Рихард Вагнер - музыкальный революционер. Он - на пару с Верди, хотя и независимо от него - довел оперу до высшего совершенства, до пика, до кульминации. Он превратил оперу из набора музыкальных номеров в цельнолитое драматическое действие.
Но и в других музыкальных жанрах был гениален. В общем, почтим его память вставанием, отдадим должное и немного послушаем. С трудом выбрал - потому что хотелось выбрать ВСЁ. Но это невозможно.
Зигфрид. Идиллия
Дирижирует Бруно Вальтер
Click to view
Дирижирует Вильгельм Фуртвенглер
Click to view
Liebestod
Биргит Нильссон
Click to view
Кирстен Флагстад
Click to view
Входят Боги. Золото Рейна
Дирижирует Великий Вильгельм Фуртвенглер
Click to view
Зигфрид кует меч Нотунг
Вольфганг Виндгассен. Дирижер - Карл Бём
Click to view
Waldweben
Дирижирует Пьер Булез
Click to view
Die Meistersinger von Nürnberg. Увертюра
Дирижирует Великий Артуро Тосканини
Click to view
Пять песен на стихи Матильды Везендонк, его платонической возлюбленной, жены его друга и покровителя, которая вдохновила Вагнера на "Тристана и Изольду". Романтическая чувствительная дама, поэтесса довольно среднего уровня, благодаря этим песням навсегда вошла в историю музыки, да и вообще в историю.
Написаны они были для фортепиано, но чаще всего их исполняют под оркестр. Не умещается Вагнер в стенках рояля...
Сам Вагнер оркестровал только песню Träume , остальные оркестровали в ХХ веке, лучшей оркестровкой считается та, что сделал немецкий современный композитор Ханс Вернер Хенце.
Der Engel Ангел. Träume Мечты
Марьяна Липовшек. Оркестр. Дирижер - Вольфганг Заваллиш.
Click to view
Birgit Nilsson
Click to view
Der Engel Ангел
Кирстен Флагстад. Оркестр. Ханс Кнаппертсбуш
Click to view
Träume Мечты
Черил Стьюдер. Оркестр. Дирижер - Франко Синополи
Click to view
Вальтрауд Майер.
Click to view
Im Treibhaus Теплица
Кирстен Флагстад. Оркестр. Ханс Кнаппертсбуш
Click to view
Вальтрауд Майер.
Click to view
Stehe still! Успокойся!!
Кирстен Флагстад. Оркестр. Ханс Кнаппертсбуш
Click to view
Schmerzen Боль
Кирстен Флагстад. Оркестр. Ханс Кнаппертсбуш
Click to view