Предыдущая глава Прекрасная Юлия Борисова в фильме "Идиот"
Записи, посвященные Бальзаку, читать довольно-таки скучно, намного скучнее, чем самого сабжа, насчет которого я был методологически глубоко неправ. Хоть какого великого прозаика (с поэтами проще) начни читать подряд том за томом, всё собрание сочинений - смертельно надоест. В чтении тоже требуется разнообразие. Как и в еде.
Ну и "Плаху" я наконец завершил. Долго мучился с этим скособоченным романом Айтматова, который, помнится, меня сильно разочаровал.
В отличие от фрагмента из так и не снятого фильма Ивана Пырьева "Идиот". Это - прекрасное. Хотя я и его умудрился поругать. Идиотом я был, что поделаешь. И отнюдь не таким, как князь Мышкин, а самым обыкновенным.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
10 августа 1986 года
Пласты, узлы и казус с Вотреном
"Отец Горио" - перечитал как будто заново, свежими очами, великолепный роман, полный силы, мощи, иронии, яда. Множество нюансов прояснилось, ранее не замеченных мною. В романе много разных тем, пластов, он, грубо говоря, полифоничен (мерзкое затасканное слово).
И Горио с дочерьми, и Вотрен, и Растиньяк - всё разные пласты, узлы, но здесь всё объединено, всё цельно.
Деталь. Вотрэн - педик, оказывается, я этого не помню, но это штрих, не самый главный.
Очень интересно и увлекательно было читать.
15 августа
Сильно пересеченная комедия
Читать Бальзака подряд, всю "Человеческую комедию" - как ехать по сильно пересеченной местности. Явных провалов нет, есть ровные, однообразные участки, они усыпляют, но то и дело взмываешь на высоты.
И к третьему тому поднимаешься все выше. После "Горио" высший взлет - "Дочь Евы" (сразу после унылой равнины "Брачного контракта" и нескольких милых миниатюр навроде "Обедни безбожника").
Если в более ранних повестях рассуждения надуто риторичны, напыщенны и скучны (как в "Горио" даже), то в этой повести всё на одном уровне. Бальзак предстает как блистательный историк нравов и глубокий психолог, вскрывая причины измены мужу графини де Ванденес, чистой девушки, слишком убаюканной и чрезмерно ровно счастливой, ей нужны были страсти и одновременно любовь циника и демагога Рауля Натана. Потрясающий образ актрисы Флорины.
Не ведая английского ханжества
Бальзак очень хорошо писал женщин и показывал глубинные причины их соответствующего поведения, прощал им и оправдывал, не ведая английского ханжества (впрочем, во Франции принято оправдывать женщин). Бальзак показывает гибельные беды слишком невинного и сурового женского воспитания. Как и в следующей прелестно-изысканной повести "Онорине".
К сожалению, в наши дни нет таких проблем, ибо сейчас с очень юного возраста девочки знают всё о сексе и мужчинах. Но проблема поведения в браке остается - как надо удерживать жену, чтобы ей не стало скучно, но и чтобы не переусердствовать?
Еще восхищает созданный им мир, сотни персонажей, все живые и конкретные. Один выходит на авансцену, но остальные мерцают, упоминаются, возникают, и создается удивительное ощущение объемности мира, его реальности. Нечто подобное я ощутил только у Фолкнера (даже Голсуорси с его многочисленными Форсайтами не поднялся на этот уровень, создал две потрясающие части, "Собственник" и еще чуть-чуть, а затем выдохся, на целое сил не хватило).
17 августа
Еще небольшой холмик у Бальзака - рассказ "Мнимая любовница", хотя имеет дело с сильным, страстным, несколько романтическим чувством, но симпатично.
Добрый человек и униженные-оскорбленные
Фильм Пырьева "Идиот" отчего-то не закончен. Решение весьма лобовое, много социальной тематики, картин униженно-оскорбленных, мало глубины.
Сильно аффектированы почти все актеры, генерал и Тоцкий неприятны и омерзительны, Ганя - Н. Подгорный - слишком много страстей и чувств для столь мелкой, ничтожной фигуры, слишком много внешних эффектов потратил на него актер, преувеличил и возвысил (Чеханков и Меньшиков были гораздо точнее)(в спектакле Театра Советской армии).
Рогожин, некто Пархоменко, хорош вполне и ясен. Хорош и Ю. Яковлев - Мышкин, хотя не хватает какого-то особого света, полёта, но зато ни грана патологии, ни намека на эпилепсию. Это просто очень хороший человек, но отнюдь не исключительная личность из потусторонних миров. Занятно, что Пырьев сократил и убрал рассказ о смертной казни, а вместо того дал место рассказу об изнасилованной девочке, в целях усиления социальной нагрузки за счет ослабления философской.
Дикая гордость филигранной прелести
Поразительная Настасья Филипповна - Ю. Борисова, у нее есть всё: дикая гордость, униженность, гибельное сознание обреченности, страстный порыв навстречу гибели, особенная красота.
Эта роль именно соткана и филигранно выполнена. Даже Яковлев позволяет себе банальные крупные планы с вытаращенными глазами, хотя у него есть подтекст, но не столь богатый, как у Борисовой.
Лучший момент - вечеринка, когда она в лихорадке, гордая и жалкая одновременно. Это ее фильм. Оказывается, Борисова была очень хорошей актрисой ("О сколько нам открытий чудных!" Каким же я был идиотом).
Кроме того, много неплохих, крепких работ. Фердыщенко - В. Муравьев, Лебедев - С. Мартинсон хотя бы.
Весьма жаль, что фильм не снят полностью, а лишь до сцены вечера у Настасьи Филипповны, еще минимум одна такая же серия нужна.
18 августа
Борьба реалиста с романтиком
В Бальзаке явно реалист боролся с романтиком. В повести "Альбер Саварюс" это хорошо заметно, хотя повесть эта производит благоприятное впечатление.
Бальзак все-таки мастер изображения страстей, хотя любовная страсть все-таки скучнит его книги, при всех оттенках и нюансах, его любовные истории однообразны и приедаются.
21 августа
Особенности иллюстративного бытописательства
Большой роман Бальзака "Беатриса" очень неровен, от бретонского бытописательства к перипетиям любовных страстей и, наконец, к блестящей интриге Максима де Трая, переходы неестественные и натянутые, очень много отступлений, описаний, историко-теоретических ретроспектив, но всё не слито, раздельно, не образует целого.
И еще одна, весьма средняя и неискусная повесть Бальзака - "Первые шаги в жизни". Слабости те же, отсутствие цельности, не выстраиваются в одну картину социально-исторические выкладки, описания, портреты, пейзажи, психологический анализ характеров.
Вообще об описаниях я высказывался в свое время в связи с Г. Джеймсом.
У большинства даже хороших писателей XIX века, хотя бы Бальзака и Тургенева, описание внешности человека, здания, вида, города и пр. - некая искусная, красиво написанная (как правило) картинка, приложенная к тексту. Автор как бы оставляет плавное течение, переводит дыхание и на паузе, сбив ритм прозы, описывает что-либо - главного героя, его дом и т.д..
Это почти не замечается, становится привычным, но в принципе всегда нарушает ритм, логику. Этого нет у Льва Толстого, Достоевского, у гениев. Но это типичный признак в меру талантливого писателя.
В ХХ веке на смену пришел штамп "потока сознания".
А возникли мысли эти после первого знакомства с Генри Джеймсом, который предчувствовал будущее и держит прозу в едином ритме, и дает представление о внешних описаниях через действие.
К сожалению, при всем моем огромном уважении к Бальзаку, талантливейшему автору, он не принадлежит к высшим взлетам литературы, занимая свое почетное место (мне даже кажется, хотя это следует уточнить, что Стендаль, не понятый современниками, гораздо выше и глубже, как писатель, как автор интеллектуальный, заостренно психологический).
24 августа
Лучше меньше, да лучше
Великолепная повесть в "Сценах провинциальной жизни" - "Турский священник". Вот здесь Бальзак-психолог и историк встает в полный рост, а главное, эти два качества, две грани - в полном единстве, в слиянии. Пример из узкого провинциального мирка возвышается до степени обобщения, хотя бы всей французской жизни.
Интрига старой девы и аббата, полного скрытой силы, против робкого священника, вставшего на их пути, глубокий разбор скрытых психологических причин, и в общем, очень хорошая, сконцентрированная повесть. Бальзак лучше пишет небольшие вещи, в больших он рассредоточивает, расползается (кроме "Горио"). Чувствуется то, что он писал постоянно, напряженно, быстро, под влиянием договоров и пр., а это не способствует качеству, но порой попадаются шедевры (то же самое с Мопассаном и еще многими).
31 августа
Благородные дворяне против тупых буржуа
Надо признаться, что Сцены провинциальной жизни - не лучшая часть Человеческой комедии. Некоторые повести я бросил, едва начав читать (позднее вернусь, быть может), две довольно неплохи.
"Старая дева" и "Музей древности", о захудалом, но очень древнем Алансонском дворянстве и его борьбе с нарождающейся буржуазией. Симпатии Бальзака на стороне дворян, благородных, честных, хотя и глуповатых, меднолобых, а буржуазия груба, подла и хамовата. Борьба партий - тонки срез общефранцузской борьбы, написано с глубоким политическим чутьем (невзирая на симпатии) и с великолепной психологией, на уровне "Турского священника".
6 сентября
Ничтожество в прекрасной оболочке
Не отрываюсь от Бальзака, поглощаю жадно его зрелые произведения.
Итак, самый высший шедевр - "Утраченные иллюзии" и образ Люсьена Рюбампре, красивого, талантливого, но слабого и тщеславного. У него не хватило силы воли, чтобы жить честно, но и на серьезную подлость, на значительный обман, на грандиозный блеф тоже не хватило сил. Жалкая личность, ничтожество в прекрасной оболочке.
Балет "Утраченные иллюзии"
"Блеск и нищета..." чуть уступает, ибо начинаются романтические эффекты, пиротехника, а также глубина социальной зоркости затуманена напряженным детективным сюжетом, сыщиками с их переодеваниями, уловками Вотрэна и пр.
Вотрэн - образ, на мой взгляд, не реалистический, слишком уж он мефистофеличен, хотя и педераст, и содержит Люсьена, а потом спасает другого своего любовника, красавца-каторжника (в романе так ясно и говорится об отношениях с ним).
Жорж Жере в роли Вотрена
Суть Растиньяка
То же, излишне накрученный сюжет в ущерб глубине в романе "Кузина Бетта". Потрясающе начат роман "Величие и падение Цезаря Бирото", но во второй части возникает слащавость и мелодраматизм, что все портит.
"Банкирский дом Нусинген" - блестящая зарисовка, где раскрыта суть Растиньяка, более порядочного человека, чем Люсьен Рюбампре, устоявшего перед Вотрэном, но тоже подлеца в сущности.
Роман "Чиновники" - всё выверено, всё вычерчено, ясны монархические симпатии Бальзака, ловкая интрига и четкое социальное зрение.
Игра герцогини и страсть генерала
Забыл о странной "Истории тринадцати", три повести, подернутые инфернально-таинственным отсветом, как и образы светских распутников де Марсе, де Ронкероля и де Монриво, кои упоминаются во всех произведениях, но некий таинственный свет загадочного общества "деворантов" лежит на них лишь в трех новеллах. "Феррагус", "Златоокая девушка" - очень увлекательные, но неглубокие поделки, много тайн, ужасов, мало глубины. И "Герцогиня Ланже", если бы не привкус "деворантства", едва ли не тончайшее исследование психологического поединка обольстительной герцогини и мужественного генерала де Монриво.
Перипетии их чувства, сначала игра герцогини, страсть генерала, затем страсть герцогини и оскорбленная холодность генерала - едва ли не лучшая поэма о женском искусстве покорять и об опасностях такой любовной игры. Если бы не дурацкий "неистовый" романтизм "союза тринадцати", о котором Бальзак далее ни разу не вспомнил.
Примыкает к этой психологической любовной повести "Княгиня Кадиньян", о последнем романе ветреной герцогини де Мофриньез с писателем д`Артезом. Тоже тонкий анализ любовных ухищрений, на этот раз уже немолодой женщины и ухищрений, не разгаданных.
Далее несколько прелестных новелл, особенно остроумная штучка "Пьер Грассу" о художнике для лавочников, "Принц богемы" о развратном и циничном де ля Пальферине и "Деловой человек" о единственной ошибке не менее развратного и блестящего Максима де Трай.
Все эти вещт написаны очень увлекательно, читаются взахлеб, за этим порой пропадает глубина и зоркость, ну что ж, Бальзак не идеален. Но в лучшем романе "Утраченные иллюзии" он прекрасен во всех аспектах, со всех сторон, почти таков же "Отец Горио", ну а в остальном еще разберемся.
13 сентября
Снова волки и кыргызская развязка
Хоть я погрузился в Бальзака и маленько от него стал уставать, но успел прочесть и два советских произведения.
"Плаху" Айтматова дочитал, третья часть вполне привычная, кыргызская, снова волки и два бригадира-колхозника. Один алкаш и растяпа, другой деловой и работящий, на него все злятся и его не любят, потому что он работает сам и заставляет работать других.
Мало того, его, труженика, обзывают кулаком, частником и пр., его ненавидит и клеймит подлый парторг, и он на подозрении у советской власти из-за чрезмерного усердия к работе, а не к разговорам и лозунгам.
Судьба Бостона (ударника) трагична, и в развязке, хотя вполне логичной, есть оттенок мелодрамы.
Главное в романе Айтматова - это параллель волки-люди, люди поверяются волками и не выдерживают сравнения. Волки разумнее и гуманнее что ли, а люди злы, тупы и алогичны, уничтожают с наслаждением тех себе подобных, кто хоть немного лучше, разумнее, одним словом, выделяются среди серого стада тупых двуногих.
К сожалению, роман не отшлифован, не целен, распадается на составные части. Это беда не только Айтматова, и писать лишний раз об этом не буду.
Оноре Бернардович Бальзак. Частица "де" на его совести, он ее сам придумал
Мои дневники Дневник. Тетрадь №3. 1986-87 Необязательные мемуары