Как убивали Эфроса

Aug 11, 2023 17:57

В какой-то мере в развитие этого


Прочитал книгу, которую написала моя любимая актриса Ольга Яковлева. Мне там не понравилось фото на обложке, я лучше начну с этого. Книга не вся посвящена Эфросу, примерно на 80 процентов, остальное - про мужа, знаменитого футболиста Игоря Нетто, про детство, про родителей. Это... не то что бы не так интересно, но тема Эфроса занимает особое место в моей жизни. Как и у Ольги Михайловны. Она была и его любимой актрисой, но только не надо глупости и пошлости! Это был исключительно творческий союз, у обоих были свои семьи.

Прочитать эту книгу я давно хотел и даже мечтал. Кроме того, мечтал сам написать книгу про Эфроса, для малой серии ЖЗЛ издательства "Молодая гвардия". Малая серия - потому, что большую осилить не смог бы никогда, такой многобукв мне не по силам. Но мечта осталась нереализованной, теперь уже поздно по многим причинам, и эта тема закрыта.
Тем более, что книга об Эфросе уже написана, Яковлева с этим справилась намного лучше, чем я бы мог. Она актриса умная, исключительная, умеет формулировать и складывать свои слова во фразы и главы, а не только переживать и произносить чужие тексты. Моей любимой актрисой она стала в те годы, когда играла и творила на сцене театра на Малой Бронной. В этой моей любви не было и нет ни капли чувственности, не тот случай, хотя, конечно, она не просто хорошая, тонкая и умная актриса, но и женщина, полная очарования.
Как я уже писал, мне посчастливилось видеть Ольгу Яковлеву совсем близко, во время репетиций в маленьком зале, куда Эфрос пускал всех желающих, была у него такая особенность. Наблюдал ее без грима и не при свете рампы, в самые первые дни работы над ролью, в интимной обстановке творческой лаборатории, где она не произносила написанный тест, а обсуждала пьесу и просто общалась с режиссером и с коллегами, не только обсуждая готовящуюся постановку, но и беседуя о жизни.
Многие актеры и актрисы в такой обстановке становятся неинтересными и заурядными, сцена или экран их "приподнимает", способствуют привлекательности, но здесь был не тот случай. Ольга Яковлева показала себя женщиной неглупой и интеллигентной. В отличие от многих других, в том числе и замечательных мастеров, которых я называть не буду.
Тогда же, в студенческие годы, я попытался написать про Ольгу Яковлеву курсовую работу, да ничего у меня не вышло, только охи-ахи и розовые сопли. Хорошо, что та работа не сохранилась.
Несколько лет назад я тут попробовал что-то написать о ней как об актрисе, хотя бы коротко, можно это прочитать.
Дальше

Вернемся к книге, тему которой я обозначил в заголовке. Убивали Эфроса не сразу, а постепенно, и убивали не его одного. Скандалу в театре на Таганке предшествовала расправа в театре на Малой Бронной сразу над двумя режиссерами - Эфросом и главным режиссером театра Александром Леонидовичем Дунаевым. Он же вынужден был принять на себя первый удар разъяренной труппы, взбаламученного быдла подонков, абсурдные и гнусные действия которых с болью и с желчью Ольга Яковлева описывает в своей книге.
Абсурд и подлость шли вперемешку. Так, например, один из активистов этого актерского быдла Всеволод Платов (актер в принципе неплохой, способный, но так себя и не реализовавший) обозвал Эфроса "жидовской мордой", при том, что организатором этого шабаша был директор театра Илья Аронович Коган, а еще одной активисткой - актриса Марина Поляк, жена Михаила Ефимовича Швыдкого. Ее, беременную, хотя она не нужна была театру, оставили из гуманности благодаря усилиям Дунаева и Эфроса. И эта сука, выйдя замуж за карьерного театрального критика, отплатила благодетелям, как могла. Дунаева топтали, уничтожали, он вынужден был уйти из своего театра, и вскоре умер от инфаркта, третьего по счету (до двух предыдущих тоже довели актеры).
Заодно ушли Эфроса, и он согласился стать главным режиссером театра на Таганке, так как Юрий Любимов вдруг объявил себя "невозвращенцем" (забытый термин, пора возрождать), а затем был лишен советского гражданства (тупость редкостная, ну так советская власть достигла полного маразма, который олицетворял Константин Устинович Черненко).
Мог Эфрос отказаться от предложения? Теоретически мог, сидел бы дома, писал книги, ставил бы в разных театрах в Союзе и за рубежом. НО!! Это был бы не Эфрос. Он же не зря назвал свою первую книгу "Репетиция - любовь моя", он должен был ежедневно работать, репетировать, разрабатывать концепции, придумывать трактовки, и он наивно полагал, что сможет этим заниматься на Таганке.
Увы! Там он столкнулся с такой тёмной и лютой обструкцией, какую выдержать смог бы только железобетонный человек со стальными нервами и без сердца. Его травили, его гнобили, его преследовали черной магией, ему прокалывали колеса автомобиля... Подло и гнусно вели себя практически все, включая интеллигентную Аллу Демидову (об этом я не знал) и Валерия Золотухина, получившего у Эфроса "золотые" роли. И эту мерзкую вакханалию разжигали мои бывшие коллеги, театральные критики во главе с тем же Швыдким (на редкость гнусное существо).
13 января 1986 года у Анатолия Эфроса не выдержало сердце. Ольга Яковлева подробно описывает тот роковой день, там что-то напутала скорая помощь, слишком долго ехала, у них не было необходимых препаратов. Но, к сожалению, этот финал был неизбежен.
Можно ли найти свою правду в действиях таганковской сволочи? Только не в их подлых методах. Но в принципе в чем-то их даже можно понять: Любимов их бросил, как бросает семью многодетный отец, а эти "сукины дети" (как назвал актеров в своем известном фильме Леонид Филатов, который до конца жизни чувствовал свою вину в расправе над Эфросом) никакого другого отца не хотели. Пусть даже самого идеального.
И последнее. В своем давнем некрологе в личном дневнике (ссылка в самом начале) я написал, что Анатолий Эфрос "не был ангелом". Естественно, ангелам не место на грешной Земле.
НО!!!
Мало я знаю стопроцентно порядочных людей, не занимающихся интригами, подкопами-подсиживаниями, абсолютно человечных во всех своих поступках, но при этом без всякого упертого ригоризма, тупого упрямства. Предпочитавшими компромиссы и уступки тупой отъявленной борьбе. Таким был Анатолий Васильевич Эфрос.
Александр Леонидович Дунаев был таким же, кстати. Беречь бы столь редкостные экземпляры. Но их и убили-с. Безумно жаль.

Ольге Михайловне огромная благодарность за честную и искреннюю книгу. Тем более, из нее я узнал, насколько глубокой, требовательной и трогательной актрисой она была, сколько драгоценным был тот инструмент, ее собственная личность, на котором она играла. Ей уже 82 года. Дай Бог ей здоровья, здоровья, еще раз здоровья!!!

Обложка книги


Джульетта. Увы, не видел по малолетству


Вера. "Из записок Печорина"


Таня. Фильм Эфроса по Арбузову


Наталья Петровна. Месяц в деревне. Гениальный, удивительный спектакль! Один из лучших, увиденных мною в жизни, два раза живьем в театре, телевизионный вариант послабее, состав уже не тот, но финал - десять минут без слов под музыку Моцарта - потрясает


Эту книгу можно прочитать в интернете

театр, память

Previous post Next post
Up