Режиссёр Нури Бильге Джейлан
Продюсеры Зейнеп Озбатур Атакан
Музаффер Йылдырым
Авторы
сценария Эбру Джейлан
Нури Бильге Джейлан
В главных
ролях Халук Бильгинер
Мелиса Сёзен
Оператор Гёкхан Тирьяки
Кинокомпании NBC Film, Bredok Filmproduction, Memento Films Production, Zeynofilm
Дистрибьюторы Lucky Red Distribuzione[d] и Vertigo Média[d][1][2]
Длительность 196 мин.
Страны Турция
Германия
Франция
Язык турецкий
Год 2014
Режиссер Нури Бильге Джейлан, его сравнивают с Антониони, Бергманом и Тарковским, он получал призы, включая главный, на Каннском кинофестивале. Оказывается, в Турции есть свое кино, интересное открытие.
Этот фильм по мотивам рассказа Чехова "Жена" (как раз недавно его читал или перечитывал), канва, в основном, соблюдена, хотя действие перенесено в современную Турцию, и добавлено немного достоевщины, даже деньги в печке сжигает один второстепенный персонаж, эдакий Мармеладов-бей по имени Исмаил.
Главный герой - Айдын-бей, бывший актер, ныне типа просто обеспеченный человек, владелец домов где-то в провинции, там и сам живет, держит отель, для души пишет колонки для провинциальной газетенки. Человек специфический, с тяжелым характером, но сравнению с двумя женщинами, с которыми он делит кров, просто ангел. Жена - скучающая красавица, мужа больше не любит, занимается бессмысленной благотворительностью (точь-в-точь как героиня чеховского рассказа), на мужа обижается за погубленную молодость, в общем, бесполезное существо. Сестра еще хуже, неудачница, развелась с мужем-алкоголиком, грызёт брата, грызёт себя, философствует на темы "непротивления зла насилием".
Еще есть соседи, шофер главного героя, то есть его слуга, и некие арендаторы, которых Айдын-бей лично даже не знает, они не платят, за это их преследуют приставы и полиция, а один из них, бедный, но гордый, тот самый турецкий мармеладов. Малоприятная публика, очень надоедают владельцу домов, а его жена пытается и им благодетельствовать, за что получает отпор.
В целом вполне чеховская атмосфера с турецким акцентом, разбавленная постоянным упоминанием Ислама и Аллаха, хотя главные герои исламских норм не придерживаются, зато есть имам, бестолковый бедолага.
Всем хорош был бы фильм, но он не оригинальный. Всё это, не вместе, не сразу, а по отдельности я уже видел. Турецкая специфика - только внешний флёр, под ней не скрыть европейскую фестивальную художественную сущность. Ну и слишком уж длинно, растянуто на три часа, хотя в этом нет необходимости. Не Тарковский.
Хотя все равно талантливо.
Еще
Click to view
Click to view
Click to view
Мое кино