Владимир Яковлевич Самойлов. 1924 - 1999. Замечательный актер, и вроде бы недооцененным его не назовешь, и не реализовавшим себя, сотни ролей в театре и кино, народный артист СССР. Но все равно он почему-то как бы держится в тени других великих мастеров, которым ни в чем не уступал. И короля Лира он так и не успел сыграть, скончался на репетиции.
Русский одессит, фронтовик, "большой артист и глыба советского кино", как его назвали в документальном фильме.
Вспомним.
Click to view
Click to view
Визит к Минотавру
Click to view
Чтобы помнили
Click to view
Из моего дневника. 30 декабря 1978 года
Галина Анисимова и Владимир Яковлевич Самойлов в спектакле "Праздник души"
"Праздник души" характерен явным внешним выражением всех друцевских идей, и фантастически-фольклорный образ Дойны, нетипичен драматургу (sic!), носит носит оттенок иллюстративности.
Эта драма менее тонка. чем ряд других последних произведений Друце. В центре - антигерой, по мановению пробуждающийся и понимающий, что не так жил, но преодолевший это. И под конец утвердился в неправоте, хотя жизнь его полна ночных мучений, и он ненавидит то, что создал: дом, семью, детей.
В умеренных штампах
Спектакль театра Маяковского поставлен Б. Кондратьевым в умеренных друцевских штампах. Чересчур эксплуатируется музыкальный фактор драмы, и первые два действия лишены динамики, рыхловаты в целом. В третьем действии спектакль набирает темп и кульминационный момент ярок и выделен.
Владимир Самойлов ведет свой образ от противного, начиная с самой высшей точки, самого просветленного состояния души. Актер тонко и постепенно развенчивает Тудора Рокану. Его сначала симпатичная ядреная грубоватость, простота - превращается, вернее, открывается с иной стороны. Это в действительности циничное, хваткое отношение к жизни и работе.
Причем Самойлов не отрывает героя от времени, в своих ночных монологах-воспоминаниях он показывает корни судьбы Тудора. Он стал таким, чтобы выжить, чтобы иметь обычные блага. Ради того он довел жену до сумасшествия, и она как страшный сон наяву все время стоит перед ним.
Сцена из спектакля
Усердный хозяин с тяжелой судьбой
Он способен мучиться - недолго, но он самодовольно отвергает все обвинения его же совести - Дойны - против себя, хотя актер так глубоко раскрывает все эти отвратительные стороны характера, что зритель-то убеждается в справедливости обвинений и не может не осудить.
В финале Владимир Самойлов (все-таки, точнее было бы написать: его герой) сбрасывает маску "усердного хозяина с тяжелой судьбой, он орет: "Хватит думать! Работать надо!" и уходит, не обращая ни на кого внимания.
Его эгоистичные, избалованные, равнодушные дети останавливаются перед плачущей матерью. Может, в их душу закралось сомнение?