Николай Волков - 90

Oct 03, 2024 19:00



Николай Николаевич Волков. 1934 - 2003. Часто еще прибавляют "младший", так как отец его, тоже Николай Николаевич Волков был также известным актером, играл старика Хоттабыча в популярном фильме, да и во многих других.
Николай Волков-сын тоже много снимался, но в кино ничего особенного не сыграл, зато в театре на Малой Бронной стал одним из любимых актеров Анатолия Эфроса, тот дал ему сыграть мольеровского Дон Жуана и Отелло, чего не сделал бы никакой другой режиссер. При этом Волков дважды переходил в театр имени Маяковского, потом оттуда один раз возвращался. Артист он был своеобразный, причем специфические тягучие интонации его голоса воспроизводили интонации Эфроса, что не удивительно. Мне случалось бывать на эфросовских репетициях, и я не раз слышал, как актеры невольно повторяли режиссерские подсказки.
Тем не менее он был оригинальным и неповторимыми в своих театральных ролях.
А вот найти отрывки из спектаклей с Николаем Волковым оказалось практически невозможно.
Так что вместо этого.

Клавдий из "Гамлета", эту роль Волков играл в постановке сына Эфроса Дмитрия Крымова, нынче сдуру сбежавшего из страны и загубившего свой скромный талант

image You can watch this video on www.livejournal.com






Шерлок Холмс

image You can watch this video on www.livejournal.com



"Борис Годунов" Анатолия Эфроса



Смотрел этот телеспектакль в очередной раз, после долгой паузы, лет в 30 примерно, и недоумевал: чего ради нынешние режиссеры корячатся, выпендриваются, пыжатся и тужатся, одевая персонажей Пушкина в современные пиджаки с галстуками, сажая их на мерседесы (как Мирзоев в фильме) или заставляя материться и изъясняться на сленге хипстеров-гопников (как К. Богомолов в спектакле Ленкома)? Зачем нужны все эти тупые и бессмысленные попытки показать типа кагбэ "актуальность" проблематики пушкинской трагедии, если там всё - в тексте, в стихе, в словах.
А как одеты герои, не имеет значения. Более того, легкий грим, бороды, шапки, шубы и перстни на пальцах - как в телеспектакле Эфроса - создают благоприятный нейтральный фон, который позволяет не отвлекаться от содержания этой по сути интеллектуальной драмы в стихах. Всё гармонично, при этом лаконично и четко.

Стиль Эфроса в этом его первом - во многом пробном - телеспектакле я бы определил как минимализм. Иной раз чрезмерный, так как режиссер зачем-то сократил сцену Пимена с Отрепьевым, еще не ставшим самозванцем. Есть и недостатки - родимые пятна некой литературно-художественной композиции в духе школьно-студенческих самодеятельных вечеров по стихам Пушкина, с использованием переписки поэта с царем, а также записей великого Владимира Яхонтова (как будто Эфрос поначалу не во всем доверял своим актерам и искал некие дополнительные подпорки, костыли). Да и фигура современного молодого человека, отдаленно, но о-о-очень отдаленно смахивающего на Пушкина, который исполняет неясную и излишнюю функцию "от автора", тоже вызывает сомнения.
Эту функцию-роль исполняет Сергей Жирнов. Был хороший актер, способный, подающий надежды, я его помню, но он так себя и не реализовал и скончался в 2007 году. Это так, a propos


В общем, не свободен этот ранний телеспектакль Эфроса от недостатков, но в нем есть главное - жизнь человеческого духа, если угодно. Есть настоящий трагический Борис (еще молодой Николвй Волков), очень заметное место занимает лукавый царедворец Шуйский (Броневой "домюллеровского периода", зато видно, что это был уже сформировавшийся мастер), блистательный по молодости Анатолий Грачев - Самозванец (Грачев тоже умер, не дожив до 70 лет и себя полностью не реализовал), великолепная Марина Мнишек - моя любимая и неповторимая Ольга Яковлева, тоже молодая еще, ведь телеспектакль 1970 года, ей еще 30 лет не было.
Есть там и другие прекрасные актеры, давно забытые - Исаак Кастрель, Аркадий Песелев, Григорий Лямпе, Всеволод Платов, с одной стороны, а с другой - молодой Смирнитский, например. Или Лев Дуров - Варлаам, роль эпизодическая, но яркая.

В телеспектакле есть неподдельный "саспенс", растет напряжение, хорошо выдержан темпоритм, а минимализм в сочетании с крупными планами дает почти взрывной эффект, который Эфрос впоследствии разовьет, усилит, углубит и доведет до высшего совершенства в телеспектакле про Печорина.
Но и это уже зрелая работа, и в ней уже почти выстроено оригинальной архитектуры здание эфросовского телевизионного театра.

Ну а сам телеспектакль можно посмотреть



театр, память, отличное

Previous post Next post
Up