Режиссёр Сергей Лобан
Продюсеры Екатерина Герасичева, Алексей Агеев, Михаил Синёв
Автор
сценария Марина Потапова
В главных
ролях Вера Строкова
Алексей Подольский
Алексей Знаменский
Дмитрий Богдан
Пётр Мамонов
Степан Девонин
Сергей Попов
Сергей Кузьменко
Сергей Волжин-Ястребов
Операторы Иван Мамонов, Евгений Цветков
Композитор Жак Поляков
Кинокомпании Organic Films
СВОИ2000
Inmotion Films
Пассажир
при участии кинокомпании Миру мир
Длительность 207 мин (1-я часть - 100 мин, 2-я часть - 107 мин)
Страна Россия
Язык русский
Год 2012
Некие общие слова, что это лучший фильм или один из лучших фильмов 2012 года, бесполезны и бессодержательны.
Рассказывать сюжет - долго и бессмысленно. Фильм по конструкции - только по конструкции! - напоминает Pulp Fiction Тарантино, он состоит из четырех новелл, самостоятельных, но хитрейшим образом переплетенных друг с другом.
У них, собственно говоря, есть названия - Любовь. Дружба. Уважение. Сотрудничество. И все эти заголовки весьма лукавы.
Любви настоящей нет, а есть странный непродолжительный союз "девочки, живущей в сети" и мрачного увальня с ЖЖ-юзернеймом "Киберстранник" (они на фото). Актера, который играет увальня, Алексея Подольского, я запомнил по фильму "Пыль", о котором я тут уже
писал.
Дружба... В общем, есть, но подвергается различным испытаниям с разных сторон. Есть, кстати, в новелле о дружбе и так называемая "тема толерантности", включая педерастов. Раскрыта тема очень тонко и умно, хотя не всем это понравится, Сергей Лобан умеет видеть по-своему, не подстраиваясь под стереотипы.
Уважение тоже весьма сомнительно, зато там Петр Мамонов, неподражаемый, как всегда.
Ну а про новеллу Сотрудничество можно написать отдельную рецензию или на ее материале снять отдельный фильм. Она одна, сама по себе, заслуживает восхищения.
Шапито-шоу чисто фабульно объединяет все четыре новеллы. А заодно подчеркивает иллюзорность всех наших представлений о реальности, о чувствах и о жизни в целом. Вот только так туманно я могу охарактеризовать сквозную тему фильма.
Еще добавлю: главное его достоинство в том, что фильм этот про нашу сегодняшнюю жизнь, вплоть до мелких конкретных деталей типа упоминания фильма Никиты Михалкова или ЖЖ. Да не в деталях суть, а в том, что на экране - наша реальная жизнь, пусть и слегка спародированная, травестированная и поданная в трагикомедийном ключе.
Так ведь sub specie aeternitatis наша нынешняя реальность и населяющие ее людишки настолько ничтожны, мелки и суетны, что заслуживают только горькой усмешки художника. На трагедию мы не наработали. Но немного симпатии и жалости иногда заслуживаем, да и не так все ужасно.
В самом повседневном абсурде Сергей Лобан умеет видеть зерна добра, и не позволяет разочароваться в человечестве.
Вот примерно так. Четче сформулировать не получается
Видео-фрагменты
Click to view
Click to view