Как обещал, окончание.
Вот первая часть.
Оперу написал Джон Кулидж Адамс,
тут о ней рассказано, по-английски.
Визит Никсона и Кисинджера в Китай в 1972 был историческим событием огромного значения, во многом определившим мировое развитие на следующие десятилетия, вплоть до наших дней и на много лет вперед. Сюжет, безусловно, достойный оперного композитора, его одобрил бы и Верди, и многие дргие.
В то же время жанр политической или квазидокументальной оперы - не вполне обычный. Зато органичный для культуры США.
Сама же эта опера перевернула и разрушила все мои предубеждения против современной оперы. Оказывается, она возможна, и имеет право на существование. Музыка как таковая, музыкальная драматургия, музыкальные характеристики персонажей - всё это сделает любому оперному композитору.
Ну а разбираться в тонкостях, как называется этот стиль, минимализм или еще какой-то изм, я не буду, пусть этим занимаются музыковеды, которые, словно натуралисты, насаживают на иголки и "заспиртовывают" свои жертвы.
Я, конечно, слышу в музыке Адамса разные влияния - и Вагнера, и Стравинского, и Пуччини из "Турандот" (стилизация под китайское в европейском понимании), но это совершенно самостоятельное произведение большого мастера.
Много чего еще хотелось бы мне сказать про эту замечательную оперу, но впечатления должны отстояться. А пока закончим осмотр.
Nixon in China: Act II, Scene 1 - (Beginning)
Click to view
Ария "Я жена Мао Цзедуна"
Суми Йо
Click to view
Ария Патрисии Никсон
Кэролайн Пейдж
Click to view
Nixon in China: Act III - "I Am Old and I Cannot Sleep"
Click to view
Опера целиком
Theatre du Chatelet
Richard Nixon (Franco Pomponi)
Pat Nixon (June Anderson)
Henry Kissinger (Peter Sidhom)
Mao Zedong (Alfred Kim)
Madame Mao (Sumi Jo)
Chou En-Lai (Kyung Chun Kim)
Click to view