Дошел наконец до Прерафаэлитов и Тициана в музее имени Пушкина.
Гремучая смесь. Невозможное сочетание. Эти выставки надо смотреть по отдельности. Не усваивается диетическая пища пополам с острым блюдом кавказской кухни...
На Тициана схожу потом отдельно, заодно прогуляюсь по залам ГМИИ, там много итальянской живописи.
А сегодня я еще и на вновь обретенный шедевр Франса Халса посмотрел - "Евангелиста Марка", и мне неформальную лекцию о нем бабушка в униформе прочла, спасибо ей, очень интересно, это же была наша картина, ее Екатерина вторая приобрела, потом ее украли, и вот теперь нам этого Халса показывают только временно.
Теперь о двух основных выставках.
Прерафаэлиты - мило, талантливо, иногда особенно талантливо, даже гениально, хотя бы "Прозерпина", что на рекламном плакате, работы Данте Гэбриэла Россетти, один из лучших женских портретов в истории живописи, и женщина удивительного очарования, Джейне Моррис, жена друга и любовница, впрочем, об этом всякий может прочесть, если интересуется.
Так вот, прерафаэлиты чудесны, прекрасны, но не потрясают.
У них замечательные краски, легкая рука, они все хороши - Берн-Джонс, Мэдокс Браун, Холмен Хант, Миллс (его почему-то называют Миллес) опять-таки и отдельно Россетти, менее известыне Дайс и Седдон, которйы рано умер, были и другие, чьих работ нет на этой выставке. Но у них у всех не хватает... Чего-то эдакого. Что есть у импрессионистов, Ван Гога, Гогена.
Гениальности? Нет, это слово ничего не значит.
Абсолютной оригинальности, неповторимости им не хватает. Так, наверное. Они все повторяют друг друга, а все их великолепное творчество - стилизация и имитация. На том основано, построено, на том держится.
Не всё, конечно. И "Прозерпина" выделяется, и некоторые пейзажи, и иллюстрации к Шекспиру, понять которые невозможно, не зная автора.
Но в целом прерафаэлиты - это прелестно, прекрасно, но и в английской живописи было нечто более... настоящее, великое. Не знаю, как сказать, звучит банально, но мысль понятна.
Ну а Тициан - это что-то особенного. Он потрясает. Гений то мрачный, то светлый, самый разный. Там такое "Распятие" из церкви в Анконе, что почти не уступает величайшей Ассунте из венецианского собора Фрари.
Тициана понимают и чувствуют не все. Лимонову не понравилось, имеет право. Мне тоже не нравятся некоторые великие, толькоони от этого не становятся менее великими, это моя проблема. Или лимоновская, а вовсе не Тициана, он обойдется.
Ну и еще пара иллюстраций
А вот на эту выставку я не пошел. Решил не портить впечатления