Наверное, у каждого композитора, не относящегося к числу Великих, есть хотя бы одно бессмертное произведение, которое завоюет мир.
Такова восточная фантазия "Исламей", которую сочинил
Милий Балакирев, в общем-то, более ничем не выделявшийся непосредственно в музыке. Его организаторская и преподавательская деятельность в "Могучей кучке" - другое дело.
А вот "Исламей" - это вечное.
Это фантазия на две подлинные темы (кабардинскую и татарскую). Первая тема - дикая мужская пляска; излагаемая одноголосно, она подражает народным щипковым инструментам. Вторая тема - томная, певучая, «женственная». Сходный тематический контраст ранее встречался у Глинки (танцы в садах Наины и Черномора из оперы «Руслан и Людмила»); позднее - у Бородина (в «Половецких плясках» из оперы «Князь Игорь»). Именно «восточные» темы Балакирева повлияли на подобные образы в музыке Бородина и Римского-Корсакова.
Фантазия как форма уже встречалась у Глинки в «Камаринской», но Балакирев выстроил произведение не как двойные вариации, а как сонату с двумя вариационными циклами. Мастерство варьирования материала и неистощимая виртуозность удивляет даже самого искушенного и придирчивого знатока среди слушателей. «Исламей» - одно из самых виртуозных произведений для пианистов, и в свое время оно явилось ярким событием в концертной жизни России и истории фортепианного искусства.
Ну и там еще немногоТаким образом, даже Балакирев навсегда вошел в историю музыки. Эту сонату играют и будут играть все величайшие пианисты мира
Владимир Горовиц
Click to view
Эмиль Гилельс
Click to view
Ефим Бронфман
Click to view
Иво Погорелич
Click to view
Борис Березовский
Click to view