Побывал В Музее изобразительных искусств имени Пушкина, где проходят аж сразу три выставки. Даже четыре, но четвертая, бельгийского художника Вима Дельвуа - какая-то мутная, всего одна странноватая композиция якобы типа скульптуры, а больше никаких работ этого Дельвуа я не нашел.
Зато потрясающая, гениальная - «
Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского», и еще тут -
практически все выставленные работы.
Рубенс на меня именно обрушился. Особенно потрясает его "Оплакивание Христа"
Вот оно
Это удивительная картина. Многие полотна с библейскими и евангельскими сюжетами, при всей их гениальности, воспринимаются как постановочные композиции или вариации из современной для художника жизни на старинную христианскую тему.
Но здесь не так. Эта картина озарена неким божественным светом, что ли, она достоверна, и в самом деле видишь потрясенных людей, оплакивающих ушедшего Учителя.
Другие картины Рубенса - разные. Те, что на античные сюжеты, мне нравятся меньше. Портреты абсолютно поразительны и совершенны.
Другие фламандцы тоже очень хороши и бесконечно интересно. И хорошо известный Ван Дейк и Йорданс, Массейс да Снайдерс, или малоизвестные Ян Фейт, Конинксло, ван Бален, Неффс, ван Сталбемт, ван Красбек и еще некоторые, фамилии которых я забыл.
На их фоне и после Рубенса со фламандцами
Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо производят бледное и слабое впечатление. Это выставка для искусствоведов, да и то далеко не для всех. Помимо одной Мадонны кисти Джованни Беллини и некоторых картин Морони, мне не понравилось ничего.
Картины кажутся игрушечными, и бросается в глаза их неестественная яркость - хотя в этом, наверное, виноваты реставраторы.
Зато великолепен Хоггарт! Но его гравюры надо изучать долго и подробно, и на выставку
Уильям Хогарт: анализ красоты можно будет сходить как-нибудь в другой раз.
Ну и, как всегда, производит сильное впечатление очередь желающих соприкоснуться с великим искусством, не боящихся ни жары, ни холода.