Jun 25, 2007 20:41
Эдмунд Берк в 1790 г. заметил, что когда революция ломает существующий строй и создает новый, то даже у здравомыслящих людей отключается способность мыслить критически, и на то есть причины совершенно объективные: "Критика обычно заходит в тупик, пытаясь найти недостатки в том, чего ранее не существовало, а всплески энтузиазма, необоснованные надежды обычно принимаются без возражений".
Всё верно. Меня не минула чаша сия в 1991 году, но эйфория быстро прошла. У некоторых до сих пор не проходит. На Украине тоже многие этим больны. А нашим оранжевым и прочим поборникам революции неплохо бы вчитаться и вдуматься в эти слова.
Ну да ладно. Это из книги "Джеймс Мэдисон. Политическая биография", которую начал читать, автор некий С.А. Исаев (полный тезка-однофамилец покойного ректора ГИТИСа, убитого при загадочных обстоятельствах), человек серьезный, основательный и вдумчивый.
А прочитал "Записки о России". Автор - уникальная личность. Франсиско де Миранда, знаменитый венесуэлец, основоположник освободительного движения в Латинской Америке, там его официально называют Предтеча.
В 1786-87 годах он побывал в России и оставил интереснейшие записки. Не в пример многим другим заезжим-залетным, Миранда отнесся к России с вниманием, теплотой и любовью.
Ему повезло - он был очень красивым мужчиной (судя по воспоминаниям очевидцев), а потому очень понравился стареющей Екатерине II. Ходили слухи об их любовной связи, но это чушь собачья. Хотя Миранда был любвеобилен, но в своих записках упоминает о "встречах" и ночах только с девушками простого происхождения, имевших место практически ежедневно. О связях с высокопоставленными дамами благородно умалчивает.
Описания Миранды великолепны и точны. Есть и критика, довольно мягкая.
Иногда наш латиноамериканский гость испытывает недоумение - например, после посещения русских бань, где мужики и девки, если не мылись все вперемещку (что иногда бывало), то бродили голышом по предбанникам, абсолютно не стесняясь друг друга. А вот Миранда всякий раз стеснялся. Аристократ!
Жаль, кстати, что та свобода ушла, хотя сразу слишком много голых женщин - это ужасное зрелище, в котором нет ни грана эротики.
Ну и, наконец, вчера, несмотря на то, что у меня было много дел, не мог не послушать "Дон Жуан" Моцарта по Культуре. Потрясающий спектакль Цюрихской оперы 2001 года под управлением великого Арнонкура (Harnoncourt).
Отличный состав. Совершенно мне не известный баритон Родни Гилфри (вроде бы, так) - лучший из всех Дон Жуанов, виданных и слышанных мною. Гяуров - великий певец, но это не совсем его партия. И удивительный Лепорелло - некий венгр Ласло Полгар, как это ни поразительно, превзошел даже замечательного итальянского баса-буффо Феруччо Фурланетти. Да-да, именно превзошел. Оба и поют хорошо, и отличные артисты.
Ну, там еще была Чечилия Бартоли и менее известные солисты. Из ансамбля не выпадал никто.
В общем, прелестью этой оперы Моцарта я проникся полностью, и уже дважды. А вот Cosi fan tutte никак не могу воспринять. Скучно.
чтение,
история