Дочитал
эту книгу. Там не толлько "Выбранные места", но и разные прочие "Мистико-моралистическiя произведения" Гоголя.
Хотя ничего мистического я в них не обнаружил. А как богослов Гоголь выступает в очень интересных "Размышлениях о Божественной литургии", которые тоже, впрочем, вовсе не "размышления", а подробный рассказ о праздновании Рождества Христова в России.
Моралистом Гоголь пытается быть постоянно. В общем, у него это получается. Аморалкой Николай Васильевич не грешил.
Если же серьёзно, то впечатления от всего этого самые удручающие.
И дело не в том, что за внешним и громко заявленным смирением скрывается гордыня. Любой гений осознает свою особость и избранность и неизбежно преисполнен гордыни, с этим ничего поделать нельзя.
И не в святошестве проблема. Гоголю было важно стать хорошим христианином, и он этого добился. Но какой ценой!
Мало того, что он встал на горло собственной песне, причем по-настоящему, без метафор. Убил в себе писателя. Вернее, несколько раз убивал, уничтожая плоды своего гения, лишая человечество великой радости - встречи с великой литературой. Мало того, что он последовательно раздавил, растоптал свой комический гений. Но Гоголь фактически убил сам себя, изнурив последние остатки здоровья своим противоестественным самопожертвованием.
Трагически нелепая фигура. И не надо сравнивать его с ЛЬвом Толстым! У графа тоже были свои тараканы, черные и крупные, он тоже не захотел быть только писателем и отрекался от литературы, но оставался вменяемым и ни одной строчки своей не уничтожил.
Ну и у Гоголя было намного больше оснований и прав быть моралистом, прямо скажем.
Другое дело, что не в пример Гоголю=писателю, Гоголь-моралист мало кому интересен. Светлая ему память!