П.В. Долгоруков. Петербургские очерки. Кооперативное изд-во Север 1934
Почему "князь Белковский"? Думаю, что Стас не обидится. Я долго искал параллель или аналог князю Долгорукову в современной России, и mutatis mutandis нашел только такую. Хотя можно еще Глеба Павловского вспомнить, но мне кажется, что эта аналогия хромает сильнее. Даже сильнее, чем хромал князь Долгоруков.
Конечно, Стас Белковский - не Рюрикович, у него нет княжеской феодальной спеси и интонации вечно обиженного и обойденного, свойственной Долгорукову. Но я не сомневаюсь, что Белковский тоже надеялся сыграть в российской политике более существенную и важную роль, чем в результате сыграл.
И еще общее: яркий стиль, остроумие, умение давать блестящие характеристики, и все эти качества совмещены с предельной субъективностью (мягко говоря), отчего их невозможно принимать на веру, особенно в деталях.
Долгоруков, правда, пишет хуже Белковского и в больших количествах утомляет однообразием. Я не дочитал, бросил посередине, так как мне надоели унылые инвективы автора.
Что еще сказать? За минувшие 150 с лишним лет в российской большой политике ничего не изменилось. Нами правят или дураки, или подлецы, или воры, или и то, и другое, и третье сразу. Как, впрочем, и во всех государствах. У Господа нет для нас других политиков, кроме той сволочи, которая готова, хочет и рвется заниматься этой грязной работой. Так было, есть и будет всегда. Не предавайтесь глупым иллюзиям.
Ну и еще
Фрагментик, чтобы было ясно, об чем базар
Граф Алдлерберг никогда не брал ни одной книги в руки; он не читает ничего, кроме тех заграничных изданий, в коих печатают истины насчет его и отца его, к литературе он питает глубокое презрение, а к писателям ненависть.
Эти чувства к литературе и к писателям ему общи с государем (Александром II - Н.Т.), который в 1858 году, когда вздумали учреждать верховный тайный цензурный комитет, на просьбу ошеломленного этим известием министра просвещения Ковалевского составить комитет этот из литераторов, отвечал: "Всякий писатель - природный враг правительства"... Однажды при государе одно лицо сказало про Ивана Сергеевича Тургенева, что он прекраснейший человек. "То есть, - возразил государь, - насколько литератор может быть прекрасным человеком!"
Всё это небезлюбопыно. Однако, сколько я помню, цензурой при Александре II занимались именно литераторы, и не последние русские литераторы - Гончаров, Тючев и так далее.
Конечно, этот царь-батюшка был во многом ограниченным и суетным человеком, но уж точно далеко не худшим, и его главная вина перед князюшкой Долгоруковым была в том, что не соизволил угостить вкусной должностью, которой князь довольно-таки униженно добивался, а когда не добился, обиделся и эмигрировал.
Так что, читая записки злоязычного князя, не забывайте изучать матчасть!