Памяти Эдварда Олби

Sep 25, 2016 03:00




Великий драматург современности Эдвард Олби/Edward Albee скончался 16 сентября на 89-м году жизни. Он не искал простых путей в искусстве драматургии, трагически воспринимал действительность и пьесы его предназначены для подготовленного читателя и зрителя, который не боится и в состоянии хотя бы попробовать разгадать символы и метафоры, рассыпанные гением по ходу его необычных пьес. Их, кстати, совершенно напрасно относят к так называемому "театру абсурда", к которому Олби имел не больше (хотя и не меньше) отношения, чем, например, его соотечественник Теннесси Уильямс или наш Чехов. Жизнь человеческая и окружающая нас действительность настолько абсурдны сами по себе, изначально и имманентно, что нет необходимости в каком-то особом специфическом театральном жанре. Любой истинный реализм = абсурд.
Узнав о кончине драматурга, я вдруг вспомнил, что у меня есть до сих пор не прочитанная его пьеса Tiny Alice (Крошка Алиса), которую я приобрел очень много лет назад, но до нее у меня так и не доходили руки. Я прочитал ее. И до сих пор пребываю в легком недоумении - настолько она странная, непохожая на хорошо известные у нас "Кто боится Вирджинии Вулф" или "Всё кончено", да и на менее известную пьесу Delicate Balance, посвященную семейной любви-ненависти в духе Стриндберга.
Дальше

Даже сюжет Tiny Alice рассказать непросто. Существует некая мисс Элис, якобы безумно богатая молодая дама, которая решила отдать в дар католической церкви охренительную сумму - сто миллионов долларов. Об этом сообщает некоему Кардиналу некий Адвокат, оба безымянные, но оказывающиеся однокашниками. Формальную процедуру передачи денег должно осуществить через помощника кардинала, келейника - lay brother - Джулиана, который фактически и является главным героем пьесы.
Джулиан является к мисс Элис в некий замок, внутри которого находится огромный макет этого замка, живущий той же жизнью, что и большой замок, а внутри макета - еще макет, и так до бесконечности.
Мисс Элис признается, что безымянный Адвокат - ее любовник, равно как и безымянный дворецкий, Butler. Потом она обольщает Джулиана, который, хотя так и не стал священником, заявляет о собственном целибате (безбрачии) и занимается активным богоискательством пополам с богостроительством, но Элис женит его на себе, а затем его фактически приносят в жертву. С ведома и в присутствии кардинала. Адвокат стреляет в Джулиана и смертельно его ранит в живот. Тот долго и мучительно умирает, а Элис и Адвокат говорят ему, что настоящая Мисс Элис живет в макете, и он должен в это поверить и принять сей факт, to accept.
В общем, пьеса полна религиозных символов и метафор. А вот сформулировать ее мысль я не могу.
Зато это сделал американский театральный критик Пол Гарднер. Прочитайте. Там, правда, по-английски, но очень умно и хотя бы частично понятно, тем более, что там нехотя дает свои комментарии сам Эдвард Олби.





R.I.P и Светлая память

гениальное, литературное, память

Previous post Next post
Up