Прочитал эти две книги. Поочередно.
Начну с Яновского.
Как я уже сообщал, там предисловие Сергея Довлатова. Достаточно дежурное, но по делу и без глупостей.
Сам Яновский тоже был писателем, но каким - неизвестно. По этой книге судить трудно, хотя видно, что литературный стиль у него есть. При этом он старается быть объективным, но это ему не удается. Вернее так: когда речь идет о малоизвестных фигурах - Софиев, Ирина Кнорринг, какой-то Дряхлов или даже Борис Поплавский - то объективность более-менее сохраняется. Когда же речь заходит об известных писателях-поэтах - Бунин, Мережковский-Гиппиус, Георгий Иванов, Ходасевич, Георгий Адамович, Алданов наконец - то субъективность так и прёт.
Особенно в вопросе литературно-художественном. Но тут бессмысленно и бесполезно искать объективность, о вкусах не спорят, если Яновский считал Бунина "эпигоном", то так и останется, причем вовсе не обязательно с ним соглашаться.
Хуже, когда субъективность вторгается в сферу, так сказать, человеческого фактора. У Яновского болезненно острое негодование по поводу тех русских писателей-эмигрантов, которые позволили себе хотя бы временное одобрение Гитлера или хотя бы не выказали явного неодобрения - Мережковский, Георгий Иванов и еще какая-то неведомая мелкота типа какого-то Злобина или Мамченко (?)
Понять Яновского можно. Но я считаю, что он неправ. Художникам, особенно поэтам, свойственно заблуждаться, да и вообще, пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, среди детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он. Цитирую по памяти, могу допустить неточность. Пусть увлекается Гитлером, позволяет себе непорядочные поступки, это никак не влияет на отношение к творчеству.
И того же Мережковского я не люблю не за это, а потому что читать его фундаментальные опусы скучно. У меня их почему-то накопилось безумно много - 4-томник издательства "Правда", отдельно драматургия, книги "Иисус неизвестный" и "Испанские мистики и реформаторы". Мне всё это не нужно.
Если существуют в мире поклонники Мережковского, продам любому из них весь этот сор за тысячу рублей.
В конце концов, гитлеры приходят и уходят, а Мережковский остается.
Ну а другая книга - просто очень хорошая, умная, глубокая.
Сэр Димитрий Оболенский (именно так!) - английский византинист русского происхождения, родился в 1918 году в Петрограде, но тут же, младенцем, был увезен подальше от кровавых большевиков.
Великолепно знает свой предмет и, что мне особенно нравится, без придыхания и утомительной елейности пишет о православных деятелях, включая тех, которых впоследствии объявили святыми. Наши историки так не умеют. Для них Дмитрий Донской или Сергий Радонежский - как Маркс и Ленин для их коллег чуть более старшего поколения, а то и для них же самих примерно тридцатилетней давности