Предыдущий пост сквозь годыПожалуй, семь с лишним лет назад я фильм Юрия Кары переоценил и перехвалил. Но на фоне унылой и тупой жвачки-тягомотины в виде сериала, снятого Борткой, тот первый фильм выглядел как истинный шедевр. Там был отличный кастинг, да и смотрится он прекрасно, я его дважды поглядел, что бывает нечасто.
В общем, вот
Мастер-и-Маргаритное
15 августа 2009 года
Посмотрел скандально известный фильм Юрия Кары. Испытал подлинное наслаждение, местами - почти катарсис, я даже прослезился, это бывает.
Сразу напомню, что Булгакова, а особенно этот его роман я не люблю и удачным не считаю. Что не мешает отдавать ему дань и радоваться любой художественной удаче в работе с незаурядным литературным произведением. Вот так, несколько казённо, зато внятно.
До того я видел двух "Мастеров и Маргарит". Некогда знаменитый спектакль на Таганке и экранизацию Владимира Бортко.
Скажу про них пару слов.
Билеты на постановку Юрия Любимова в 70-е годы были своего рода валютой, ими расплачивались с маникюршами, мясниками и фарцовщиками. Сам спектакль был интересный, чисто режиссерский, но там не было актеров и ролей, только маски и функции.
Да на Таганке редко можно было увидеть на сцене полноценные художественные образы, Высоцкий был исключением, как и еще несколько настоящих актерских работ за 20 лет. Это другая тема, "Мастера" я тогда посмотрел с любопытством, ничего особенно не увидел.
Бледные репродукции с романа работы Владимира Бортко вовсе в зачет не идут. Скука смертная. Поразительное НЕпопадание в образы в половине кастинга, хорошие актеры Басилашвили и Кирилл Лавров (царствие ему небесное!) были слишком стары для своих ролей, уж извините, не столько играли, сколько декламировали.
А вместо Маргариты - резиновая раскрашенная кукла, забыл фамилию, то ли Татарчук, то ли Иванчук, в общем нечто вроде Заворотнюк.
Просмотр того спектакля, а особенно борткиного сериала навел меня на мысль, что Маргариту и Воланда сыграть в принципе невозможно, как нельзя сыграть вечную женственность и абстрактное мировое зло.
Я ошибался, чему очень рад.
Валентин Гафт - единственный, кто сумел художественно воплотить - то есть придать плоть искусства - булгаковскому смутному персонажу, в чем несомненно есть большая заслуга режиссера.
Гафт не дает забыть, что его герой - дьявол, сатана, он изумительно омерзителен, он отталкивающе великолепен, он полон гнусного, отвратительного - а не просто "отрицательного" - обаяния.
От Анастасии Вертинской - Маргариты - просто захватывает дух. Она прекрасна, удивительна, инфернальна, она смогла воплотить Das Ewig-Weibliche, насколько это возможно. Как? Не знаю.
Я всегда обожал и преклонялся перед этой женщиной. В свое время Вадик Верник мог и хотел меня с ней познакомить, но я постеснялся. Теперь безумно жалею об этом. Если бы я тогда поцеловал ей руку, выразил бы своё восхищение - это стало бы самым прекрасным и памятным событием моей тусклой жизни.
Но не судьба, оробел, я вообще чрезвычайно стеснителен и робок
Мне всегда казалось, что сыграть - изобразить при помощи актерской техники - встречу Маргариты с Азазелло, ее беседы с Воландом, председательство на балу у Сатаны - невозможно.
Вертинская опровергла мои заблуждения. У нее всё получилось естественно и просто, и в меру эротично, но без похабности, в чем тоже заслуга режиссера.
Кстати, пресловутый бал у Сатаны. В борткином лубке-иллюстрации это карамельная салонно-глянцевая картинка, оживленная второсортным псевдобалетом в стиле Волочковой.
Юрий Кара показал то, что надо - гнусная похабная оргия, бал развратников и подонков под Болеро Равеля, с обилием голого женского тела, до перенасыщенности, до почти беспредела. А посреди этого гнусного разгула царит полуобнаженная королева.
Кстати, про обнаженку. Это важная деталь и узкое место, тонкая проблема. Если у Булгакова сказано. что ведьмочка Гелла и Маргарита - голые, они и должны быть голые. Слава Богу, в 90-е годы у российских кинематографистов с этим не было никаких проблем. Что придает фильму особый шарм.
Замечательная галерея актерских работ, всех не перечислить - и гениальный Понтий Пилат Ульянова, который умел сыграть всё, и фельетонные персонажи типа Лиходеева-Варенухи, и мерзопакостная - именно мерзопакостная - свита Воланда с ее подлостями, доносами и прочими мелкими пакостями.
Притяжение мерзости, искушение безнаказанной аморальностью, обаяние зла - одна из тем романа, хотя Булгаков в своей личной озлобленности на советскую власть (более чем понятной) так и не нашел художественного баланса в ее раскрытии. Скорее всего, он "Мастера" просто не успел завершить.
В отличие от унылой растянутой 10-серийной борткиной жвачки, фильм Кары динамичный и цельный, даже более цельный, чем распадающийся на неравноценные составные части оригинал.
Слабостями романа обусловлены и слабости экранизации. Мастер никакой - так он и не выписан у Булгакова, эдакая худосочная абстракция. И иллюстративный, дежурно выспренний финал. Тут режиссер не смог придумать ничего оригинального, рабски скопировал блекло-претенциозную авторскую развязку.
Но это не страшно, не портит общего впечатления.
Обидно, что этот фильм так и не вышел к зрителям полноценным образом. Хорошо, что его все-таки можно увидеть.
АПД Не могу не добавить. Любимовский спектакль оставим в глубоком советском прошлом, он был интересен, в основном, самим фактом постановки этого романа.
Суть дела в том, что Бортко - крепкий ремесленник, а Юрий Кара - художник (при всех провалах-неудачах). Данный роман, при всей моей острой хронической нелюбви к нему, требует художника, ремесленнику он не по зубам.
ИМХО, как говорится
Еще
Click to view
Click to view
lowfullscreen>
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Да можно и целиком посмотреть
Click to view
Мое кино