Иван Аксаков. Россия

May 19, 2017 20:46




Потрясающая, замечательная книга! Вот она, повседневная жизнь России с 1844 по 1849 годы. Автор, Иван Сергеевич Аксаков, человек пытливый и любознательный, описывает в своей корреспонденции самые различные уголки страны - Астрахапнь, Калугу, Украину, то есть Малороссию, с Молдавией, то есть с Бессарабией.
Там много-много всего. Читается взахлеб, не оторваться. Давно мне не попадались такие содержательныеы книги.
Дальше

За Орлом шоссе уже нет. Вся взъерошенная поверность земли покрылась слегка снегом, но мороз в этитх местах не был достаточно силен, чтобы совершенно окаменить эту грязь и тем спосбоствовать "накату". По 5 и 6 часов делают одну станцию в 18 и 20 верст! Самая лучшая езда не по дороге, а где-нибудь целиком по полю!
Самому бывает страшно оглянуться назад; не веришь, чтобы экипаж мог проехать, а лошади провезти по такой изуродованной земле.
Тарантас, взятый мною в Орле, чтобы ехать в нем до курска, два раза ломался. Два раза починка стоила мне нескольких часов времени. Наконец, видя, что он слишком тяжел по этой дороге, я поехал в просто телеге, приделав к ней кибиточный верх.
Телеги также два раза ломались, наконецЮ кибиток не хватило на станциях, и я ехал уже просто, без верху.
Прибавьте к этому сильный ветер со снегом прямо в лицо, мокрое платье, и вы поймете всю прелесть дороги.

Ужас! Вот так передвигались по России в первой половине XIX века! Поянтно, что так было везде, дорог не стало после крушения Римской империи (хотя некоторые из них сохранились до наших дней), но - наши расстояния! Таких нигде в Европе нет.
И поэтому я могу себе представить, каким великим сдвигом и прогрессом были железные дороги, не зависевшие от ветра, снега, кибиток и прочей хрени...
Но это лишь частность. Эту книгу можно цитировать бесконечно. Лучше - самим читать.

А до того я попробовал читать Федора Глинку, "Письма русского офицера", всякие путевые заметки - и не смог. Стало очень скучно. Так что раз на раз не приходится

чтение-1, отличное

Previous post Next post
Up