Режиссёр Владимир Басов
Авторы
сценария Владимир Басов
Юрий Бондарев
В главных
ролях Виталий Коняев
Георгий Мартынюк
Лариса Лужина
Оператор Тимофей Лебешев
Композитор Вениамин Баснер
Кинокомпания «Мосфильм»
Длительность (2 серии)
Страна
СССР
Язык русский
Год 1964
По роману Юрия Бондарева (самая приличная его книга - хотя все равно в ней есть некоторая внутренняя фальшь), режиссер Владимир Басов. Он ведь начинал именно как режиссер, потом выяснилось, что как актер он уникален и несравним ни с кем. Но и режиссер Басов крепкий, профессиональный.
Фильм снял тоже крепкий, плотный, четкий, типично "оттепельный". Потом его, конечно, не показывали долгое время, так как в фильме арестовывают отца главного героя, причем так и непонятно, кто написал на него донос, хотя подозрение падает на отрицательного героя Михаила Ульянова, но тут есть сюжетная недоговоренность.
В целом же "критика культа личности" очень мягонькая, много всякого пустословия на тему партии и коммунистов (в 1949 году это было не слишком актуально), сладенькая концовка с "хорошим" секретарем райкома. В общем, сплошные "прокладки" и амортизаторы, и многовато в фильме слабостей.
Зато есть характеры и две сильные актерские работы: Виталий Коняев, который затем вообще ни в каких заметных ролях не снимался, его герой - туповато-принципиальный, несгибаемый коммунист-фронтовик, готовый бить мордыы всем негодяям, и Георгий Мартынюк, который мог вырасти в выдающегося мастера, но ему подгадил бесконечный и унылый Пал Палыч Знаменский из "Следствия ведут знатоки", и хороший актер пропал. А этот его герой чуть посложнее
Лариса Лужина красивая, много еще отличных актерских работ, фильм смотреть можно, он почти не устарел, да и в истории кино останется.
Хотя, конечно, даже уже мне трудно понять страдания человека, исключенного из КПСС - именно психологические страдания, ну да фиг с ними.
Еще
Мое кино