Сто лет назад родился Андрей Александрович Гончаров. Режиссер, которого я застал в театре имени Маяковского (до того он работал в театре на Малой Бронной) и видел все спектакли, поставленные им в 70-е и 80-е годы ХХ века.
Гончаров не был тонким мастером, плетущим психологические кружева. Он работал резко, ярко, иногда топорно, но, как правило, это было интересно. Даже когда он упрощал, огрублял автора, спрямлял его драматургические нити, как это выходило, например, с Теннесси Уильямсом. Гончаров вел противоборство с драматургом, отсекал "лишнее" - извращенное, гомосексуальное, больное или болезненное, зато вытягивал нормальное и общечеловеческое, оздоравливал безнадежно-трагического пессимиста. Правда, при этом Гончаров не переделывал, не "хэппиэндил" финалы, как это творили американские кинорежиссеры.
Гончаров преображал Уильямса, подминал его под себя, но это, как ни странно, не шло в ущерб гениальному драматургу. Каждый может убедиться в этом, посмотрев фильм-спектакль "Кошка на раскаленной крыше". Правда, уже без Дорониной...
Честно скажу, мне не очень нравились спектакли Гончарова. Но теперь я понимаю, что он создавал Эпический театр, на свой лад, с сильными страстями, глубокими чувствами и кричащими конфликтами сиречь противоречиями. Сам человек с мощной энергетикой, истинный тиранозавр - а режиссеру нельзя иначе! - Андрей Александрович не жаловал мерлехлюндию, не желал в ней копаться. Что на самом деле не мешало, извините за банальное выражение, "гуманистическому пафосу", просто это был не подпольно-интеллигентский гуманизм с червоточиной, а гуманизм сильной личности, местами даже воинствующий - как у Дон Кихота или Сократа. Двух главных героев лучших спектаклей Гончарова "Человек из Ламанчи" и "Беседы с Сократом", которые я смотрел несколько раз.
В те далекие годы Гончаров казался мне "побратимом" Марка Захарова, но теперь я понимаю, что он был глубже и масштабнее ленкомовского старца. Тем более, что Гончаров - в отличие от Захарова - никогда не брался за таких авторов, которые бы не выдержали его напора и энергетики. За пьесы Чехова хотя бы.
Гончаров всегда искал фактуру, из которой можно было слепить мощную конструкцию без архитектурных излишеств и виньеток-завитушек. Хоть драму, хоть комедию, хоть эпическую картину вроде "Жизни Клима Самгина". На его постановках никогда не было скучно, хотя иной раз они меня сильно раздражали.
Ну и last but not least, Андрей Гончаров был выдающимся педагогом, его актерско-режиссерские курсы в ГИТИСе были едва ли не образцовыми, и из них вышли многие мастера.
В принципе наверное можно сказать, что Андрей Александрович Гончаров был режиссером недооцененным, прежде всего интеллигенцией, которой в его спектаклях не хватало "фиг в кармане" (сужу по себе, уж извините). Но зритель оценивал его премьеры вполне адекватно, и все-таки режиссер Гончаров не напрасно жил и работал.
Светлая память
Тут можно послушать Андрея Гончарова, посмотреть на него, хотя много и лишнего
Click to view
Из моих дневников. Но я там не всегда справедлив к режиссеру
Леди Макбет Мценского уезда. Банкрот
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/6748379.htmlТеатр времен Сенеки и Нерона
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/6953299.html