Про Иона Унгуряну. Запоздалое

Jan 31, 2018 19:09



Оказывается, год назад, 28 января 2017-го, скончался Ион Спиридонович Унгуряну. Каким-то непонятным образом я это тогда пропустил, узнал вот теперь, с опозданием. Думаю, что надо немного о нем написать.
Интересный был человек, яркий, выделяющийся из общей массы. Я его знал, когда он был режиссером в Центральном театре Советской армии, причем мы познакомились еще до того, как я туда попал в "команду актеров-военнослужащших". Даже брал у него интервью - по поводу его спектакля "Молва" по пьесе Афанасия Салынского, для журнальчика "Театральная Москва", состоящего по большей части из афиши и программок театров, но тоже СМИ, как ни крути.
Унгуряну жил тогда в гостинице Будапешт, что на Петровских линиях. Там мы и побеседовали. Он был экспрессивно-вальяжен, я бы сказал - несколько преувеличенно аффективен. Своими манерами напоминал скорее актера, а не режиссера (впрочем, Унгуряну был и актером тоже, снимался в фильмах, да иногда приходилось и на сцену выходить). Молдавский темперамент!
В конце 70-х и в 80-е годы я видел, наверное, все его спектакли, а потом в некоторых участвовал в массовке, В том числе и в вышеупомянутой "Молве". Они не все были равноценными, выделялась, пожалуй, "Святая святых" по Иону Друце, да и то больше за счет гениального Николая Пастухова в главной роли. Но все постановки Унгуряну были профессиональны и в них было чувство стиля.
А больше всего мне тогда понравился спектакль, поставленный им не в ЦАТСА (редкий случай), а "Доктор Стокман" Ибсена в Современнике. В те поры я подробно разобрал постановку в своем дневнике (см. приложение)

Хотя я много раз выходил в массовке в постановках Унгуряну, и в Молве, и в "Последнем свидании", и в "Святой свяитых", и в "Обретении истины", которое впоследствии запретили, лично с ним более не общался. Даже на его репетициях не присутствовал.
Помню, что у многих актеров отношение к Унгуряну было ироничное, даже юмористическое. И дело не только в том, что актеры, как истые попугаи, передразнивали его молдавский акцент, а некоторым из них не нравилась аффектированная напыщенность режиссера и - скажем так - не удовлетворяли его режиссерские пояснения.
Вот такое сложилось у меня впечатление, но отношеняи актеров с режиссерами часто бывают конфликтными, и хрен разберешь, кто из них прав, вникать бесполезно.

Сейчас я вспоминаю спектакли Унгуряну, некоторые фрагменты, образы, сценические метафоры встают перед глазами: шинельное сукно "Святой святых", финал "Последнего свидания", неумолимо обнажающееся прострнаство сцены в "Докторе Стокмане" - и я прихожу квыводу, что только талантливый художник мог создать образы, которые так врезаются в память. Значит, Ион Унгуряну все-таки был одаренным режиссером.
Хотя, конечно, были у него и явные неудачи - то же "Обретение" по "Белой церкви" того же Друце. Слишком широко размахнулся, не хватило сил и масштаба, да и вообще на Малой сцене у Уенгуряну получалось лучше, чем на Большой. Если не считать "Последнего свидания", где он тем не менее ухитрился придать камерность и компактность самой запоминающейся сцене.
Вдобавок, "Обретению" в целом не повезло.

Что еще? После 1990-91 года Унгуряну вернулся в Молдавию, где его занесло в политику, был не только министром культуры, но и чуть ли не лидером какой-то партии, но это мне было неинтересно, я за этим не следил, ничего толком не знаю, да и знать не хочу.
Ион Спиридонович Унгуряну навсегда останется для меня режиссером - со своим стилем, своим почерком, своими особенностями и неповторимыми чертами. Он создал некоторое число произведений искусства - а это не каждому дано. Светлая память.

Приложение.
Я в своих дневниках бывал резок в оценках, не всегда справедлив к покойному. Но его постановки вызывали у меня живую реакцию, не оставляли равнодушным, а это главное

Тут есть про "Святую святых"
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/6888163.html
Тут есть про "Обретение"
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/6869506.html
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/6901028.html
Доктор Стокман
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/6717429.html

театр, память

Previous post Next post
Up