Предыдущий пост сквозь годыДа, я все-таки слишком высоко оценил этот фильм. Хотя по-прежнему считаю его удачным, да чуть ли не самым удачным из всех работ Звягинцева, безусловного талантливого кинорежиссера, но все-таки я его тогда перехвалил.
Однако оставлю как есть. Слово не воробей, не вырубить топором.
Итак
Фильм "Елена"
7 ноября 2011 года
Режиссёр Андрей Звягинцев
Продюсеры Александр Роднянский
Сергей Мелькумов
Авторы
сценария Олег Негин
Андрей Звягинцев
В главных
ролях Надежда Маркина
Андрей Смирнов
Елена Лядова
Оператор Михаил Кричман
Композитор Филип Гласс
Кинокомпания «Нон-стоп Продакшн»
Дистрибьюторы «Нон-стоп Продакшн» (Россия)
Zeitgeist Films (США)
Длительность 109 мин
Страна Россия
Язык русский
Год 2011
Вот, наконец, настоящее большое (слово "великое" пока употреблять не буду, еще рано) кино про жизнь. И про смерть. Ну так смерть - это неизбежная часть жизни.
Прекрасно понимаю, что этот фильм может не нравиться. А такая жизнь разве может нравиться? Но у нас нет другой жизни для недовольных зрителей. В рамках жанра, выбранного Андреем Звягинцевым, ничего иного и быть не могло. Он же не рождественскую или какую иную сказку снимал, не мелодраму, не гламурный фантастический боевичог про всякие "дозоры" и не фейк-римейк типа... много чего, даже упоминать неинтересно.
Он снимал художественный фильм про нашу реальную жизнь. И потрясающим образом выдержал линию, не допустил ни капли фальши. Почти ни капли - драка подростков, где непонятно, кто кого бьет, пожалуй, была лишней. И без нее все ясно. Мог бы обойтись.
Честно скажу: я все время боялся каких-нибудь излишних драматических эффектов, какой-нибудь слезовыжимательной чрезмерности. Но боялся зря. Звягинцев как художник мужает, взрослеет.
Не всегда это было. Его первый фильм "Возвращение", хотя и производит очень сильное впечатление, но уже перегружен символами, и там он, так сказать, злоупотребляет таинственностью.
Второй фильм "Изгнание", который я не смог досмотреть, уж вовсе полон ложной многозначительности, причем не оригинальной, позаимствованной у Бергмана через Тарковского.
На третьем фильме Звягинцев созрел. Нарочитая как бы сухость, дотошная подробность, настоящая жесткость. Без катарсиса, да. Но это уже для другого жанра - для трагедии. Наша действительность слишком ничтожна, людишки измельчали, не дают оснований для столь сильных художественных средств.
Не знаю, как там с Оскаром, но "Елена" - однозначно лучший российский фильм последних лет. Из тех, что я видел, а видел я почти все, за исключением "Фауста" Сокурова.
И прекрасная музыка звучит в фильме. Вот она:
Click to view
Филипп Гласс. Третья симфония. Третья и четвертая часть. Не все людишки измельчали. Есть еще гении, способные сочинять великую трагическую музыку...
Click to view
Click to view
Мое кино