Дневник 1978-79. Глава 5. Воинствующий гуманист Вагнер

Dec 22, 2018 10:53

Четвертая глава


Александр Дедик в партии Лоэнгрина

На всякий случай сообщаю, что писал я всё это исключительно для себя, тренируя руку по принципу "ни дня без строчки", никому свое мнение не навязывал, и тем более сейчас не собираюсь. Иногда присутствует излишняя категоричность, но это нормальное проявление юношеского максимализма, причем в весьма умеренных масштабах.
Как я уже писал в мемуарах, в оперу я в те годы юности ходил часто, и даже чуть-чуть в ней разбирался.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

8 июля 1978 года

Грозные звуки музыки

Рихард Вагнер - типично немецкий композитор. Стальные, грозные маршеобразные звуки его музыки воскрешают страницы истории германских завоеваний - Нибелунгов, Барбароссы, Фридриха Прусского и т.д. вплоть до Гитлера.
Музыка Вагнера романтико-героическая, воинственная. Он гуманист, но гуманист воинствующий, гуманист с мечом в руках, как герой одной из его опер - "Лоэнгрина".
Мне кажется, что в этой опере в образе главного героя Вагнер в чем-то отразил себя.
Оперы Вагнера ни в коем случае не чисто музыкальные произведения, это явствует и из композиции их (я все рассматриваю на примере "Лоэнгрина", других опер не слышал), отсутствия крупных арий, мешающих действию интермедий, все время - непрерывное общение героев, два раза превращающееся в очень совершенные, гармоничные ансамбли первого действия (перед сражением Лоэнгрина и Тельрамунда) и во втором действии.

Божественное и человеческое

И кроме того в "Лоэнгрине" очень важна идея, выраженная не только через музыку, но и через сюжет. Главная мысль оперы - это и романтическая вера в необходимость рыцарей-борцов за справедливость с оружием в руках. Но не менее важная, по-моему, и более глубокая мысль - что такие рыцари терпят крах при столкновении с обычными людьми и не приносят ни кому счастья. Людям нужны человеческие отношения, а не надчеловеческие, и женщина не может любить бесплотного херувима, которого она совсем не знает (в опере это выражено через то, что Эльза не знает имени Лоэнгрина), а полюбит женщина лишь простого человека, которым Лоэнгрин стать не мог. Божественное - в вечном конфликте с человеческим началом, они взаимоисключающи, и приводит это к разрушению, боли, к хаосу.

Объединение Германии на сцене

Надо сказать, что ставя "Лоэнгрина" в Белорусском оперном театре, Фертель не собирался выразить все эти мысли. Он решил оперу в другом ключе. А я надумал все это лишь под впечатлением музыки - и это доказывает высокое мастерство дирижера - Т.Б. Коломийцевой. На мой дилетантский вкус, оркестр звучал сильно и по-вагнеровски.
Постановщик спектакля Фертель и художник Шретер взяли за основу своей трактовки воинственное звучание оперы и ее мысль об объединении Германии (что сами говорили) (это граждане ГДР говорили в 1978 году!) и потому - тяжелого, стального цвета декорации, обрамляющие сцену и тяжелые, геометрически точные построения массовых сцен. Фертель также с большим искусством распределяет главных героев на сцене в момент ансамблей, и вся постановка чрезвычайно зрелищна.
Хорошо уловлен истинно, исконно немецкий дух Вагнера - но ушли другие, более тонкие нюансы. Хотя оформление гармонирует с музыкой и родственно ей, но такое решение немного ограниченно.

Алмазный тембр Дедика

Очень трудно в опере Вагнера приходится певцам. Музыкальная драма, с постоянными диалогами, драматическими нагнетаниями действия, глубина, сложность музыки требуют певцов-актеров, раз, и очень сильных голосов, два.
Первое требование не удовлетворено в Белорусском театре - певцы все актеры никудышные. Второе требование выполняется не всеми, а лишь двумя.
Лоэнгрина поет Александр Дедик. Его тенор не отличается чрезмерной силой, достоинство его голоса - красота и культура. И высшей точки достигает он в лирической сцене начала третьего действия.
Голос Дедика льется чисто, изысканно, ровно, ни одного лишнего понижения, ни одного вскрика, нечистого, неверного звука. Голос алмазного тембра, полностью справляющийся со всеми трудностями и, еще одна важная деталь, выражающий многообразные чувства Лоэнгрина. Этим восполнено отсутствие актерского таланта.

image Click to view



image Click to view



На разные голоса

Светлана Данилюк - она поет Ортруду - имеет поразительной красоты высокое меццо-сопрано. Она постоянно поет на очень высоких тонах и ни разу не срывается, не орет и полностью перекрывает музыку, а ей приходится в этом отношении хуже всего, основная часть ее роли приходится на крайне бурный момент, бурный особенно музыкально. Голос ее тоже очень гибок, разнообразен, и обволакивающе нежен, и жалобен, и порой полон злости, неистовства. Еще бОльшая выразительность голоса, чем у Дедика, соседствует с очень беспомощными, нелепыми попытками внешней игры.
Эльза - И. Шикунова имеет очень грубое, необработанное сопрано, причем поет очень неровно, высшего, почти вагнеровского напряжения достигая в середине второго действия, а потом опять срываясь на крик и очень неприятные звуки.
И. Сорокин - Тельрамунд голоса не имеет и просто отвратителен. Я. Петров и В. Кучинский - Генрих и Глашатай - имеют сносные, но заурядные голоса.
Несмотря ни на что, впечатление сильнейшее, так как я первый раз в жизни услышал оперу Вагнера целиком.

Светлана Данилюк. Марфа. Хованщина

11 июля

Игровое начало

Очень редко в оперном спектакле главенствует игровое начало, оно или подавляется, или является второстепенным.
Но в постановке Белорусским оперным театром комической оперы "Дон Паскуале" (Г. Доницетти) - игра, актерские способности исполнителей намного выше их вокальной культуры.
В режиссуре и декорациях спектакля - бездна юмора, множество блестящих, разнообразных, всегда уместных и остроумных находок. Они не идут вразрез с музыкой, но принадлежат к области чисто драматической, не музыкальной.
Исполнитель главной роли В. Чернобаев - поразительный комический актер, таких немного и в нормальном театре. Голос у него уже почти кончился, но несмотря на это он фактически ведет спектакль, рядом с отличными ядреными комедийными сценами он открывает и драматические, серьезные стороны образа, и его порой очень жалко.

Упоительное очарование Норины

Обольстительна, прелестна, упоительно очаровательна Л. Златова - Норина. Она очень хорошенькая, с отличной фигурой, поразительно хорошо двигается (это редко на оперной сцене) и использует свои данные максимально. У нее много пикантных мизансцен, и смотрится она очень хорошо.
Жаль только, что ее колоратура мала и невыразительна, а сильные ноты ей и вовсе недоступны. А. Савченко имеет нормальный мягкий баритон, играет он тоже с большим мастерством. А. Рудковский имеет красивый приятный лирический тенор. Он вовсе не играет, но и поет не слишком интересно, и из ансамбля наиболее слаб.
В целом, я получил большое удовольствие, которое вряд ли мог получить на подобных спектаклях в Большом театре - там ни ставить так, ни играть никто не умеет (сильное заявление! Но в Большой театр я в те годы ходил часто - значит, имел основания для своих слов)

Хор из оперы Доницетти "Дон Паскуале", подозрительно похожий на увертюру к "Руслану и Людмиле" Глинки

image Click to view



Дневник 1978-79
Мои дневники

театр, музыка

Previous post Next post
Up