Дневник 1978-79. Глава 17. После "Берега" в "Четверг"

Jan 03, 2019 10:50

Шестнадцатая глава


Юрий Соломин в спектакле Малого театра "Берег"

Вновь продолжал пытаться освоить ремесло театроведа, и опять отличался чрезмерной многословностью. Хотя и не везде. Спектакля "Берег", честно говоря, не помню. Вынужден поверить на слово самому себе.
Фильм Эфроса помню хорошо. Но почему-то не упомянул юную Веру Глаголеву, которая в нем сыграла свою первую роль в кино. А вот саму картину я переоценил. Да ее толком никто так и не видел, фильм не запретили, а пустили третьим-четвертым экраном, ну а затем напрочь забыли.
И еще: думаю, что Олег Даль там сыграл вариации на тему современного Печорина (телеспектакль того же Эфроса по "Герою нашего времени", точнее по "Княжне Мэри" появился немного раньше).
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

17 декабря 1978 года

Суховато-грамотный спектакль

Из ряда последних театральных впечатлений выберу важнейшие.
Новый спектакль в Малом театре "Берег", удовлетворительно, грамотно, суховато поставленный В. Андреевым. Роман превращен в драму, два временных пласта раздельны, а не одновременны, как бывает часто в современном театре - это в чем-то консервативно, но помогает четкому вычленению главной мысли, последовательно, и воспринимается, как справедливая реакция на пространственно-временную запутанность наших спектаклей.
Современная часть романа решена как-то абстрактно, холодновато, спектакль в этой части беднее, мертвее - чем в военных сценах, тоже отличающихся лаконизмом, но вместе с тем густых, ярких. Кроме того, современные герои инсценировки не получились в целом, у актеров (В. Кенигсон, Н. Подгорный) нет разработанных ролей, а лишь эпизодически-рваный текст.
А в сценах времен войны образы более удались, они полнокровнее и живее, потому легче и актерам, и самые большие удачи относятся к этой части спектакля.

Душевный Юрий Соломин

Юрий Соломин - лейтенант Княжко - наиболее притягательный, душевный герой романа, стал самым благородным и на сцене. Актер немногословен, скуп, но всё его лицо, со сжатыми скулами, устремленным куда-то вперед, чистым взглядом, гладко зачесанными волосами, производит впечатление исключительной внутренней честности. Сквозь суровость, брезгливость, гнев у Соломина проглядывает подлинная любовь к людям, ненависть к войне, крови просто органическая. Он самый лучший человек в батальоне, и он глупо гибнет, даже не глупо, а благородно, честно, но оставляя место одним подлецам разного калибра.

Комбат-гуляка и подлец Меженин

Комбат Гранатуров - лихой, веселый, самодур, гуляка - в довольно точном, почти не переходящем грань естественности исполнении А. Потапова оставляет просто страшный след своей внутренней жестокостью и вседозволенностью. Но ему, как истинному русскому мужику, присущи порывы благородства.


Анатолий Потапов - Гранатуров - в спектакле Малого театра "Берег"

Гораздо омерзительнее Меженин (В. Борцов). Он дан в спектакле очень крупно, занимает много места. Борцов играет эту роль подробно, со вкусом, показывая Меженина с разных сторон, и прочно запоминается своей медвежьей фигурой, вечной ухмылкой, бесстыдным взглядом. самое главное, что он дан Бондаревым отнюдь не как исключение, да и Гранатуров говорит: "Где найдешь второго такого командира точки".
Очень хорошо, искренне играет П. Складчиков Ушатикова. Он актер интересный, со своеобразными сценическими данными, играет робкого, смешного, но не испорченного мальчика.

Без главного героя

Спектакль, в целом получившийся, имеет один недостаток - образ главного героя, самое ценное и мудрое в романе, фактически не вышел в спектакле. Актер В. Коршунов играет в своей постоянной, однообразной, ложномужественной манере, с утомительными и фальшивыми интонациями, со всем набором жестов и мимики. Четко, ясно произносит текст (не первый год на сцене), но абсолютно не доводит до зрителя мысли автора в современной части. А в военных сценах у него постоянно присутствует мелодраматический оттенок. Он мог бы стать средним актером школы представления, но психологической разработкой роли от него и не пахнет. Невозможно поверить ни в его любовь к Эмме, ни вообще в его характер. Относительное правдоподобие есть у него в последних сценах спектакля. (сильно, крепко я не любил актера Виталия Коршунова, не воспринимал его никак, совершенно, ничего тут не поделаешь)

Трепетная Эмма

Очень глубоко, по-женски истово, серьезно играет Нелли Корниенко Эмму. Больше всего подходит к ее исполнению слово "трепетная". Она очаровательна, наивна в военных сценах, как-то по-детски упоенно проводит актриса первую сцену знакомства с Никитиным. На ее стремлении прислужить, на горячих неожиданных поцелуях и на том, как она легко и смело ложится в платье под одеялом вместе с Вадимом лежит такой отпечаток неподдельной правды, что всё это не допускает никаких грязных мыслей.

В своей второй и, видимо, последней встрече с Никитиным Корниенко - Эмма достигает подлинного драматизма. Во всем ее облике чувствуется долго сдерживаемая, затаенная любовь, и в то же время ясное понимание обреченности. Слова прощания она произносит приглушенным, нежным, грустным голосом. Сначала в ее речи присутствует легкая ирония над собой, но кончает она горьким, безжалостно горьким вздохом.
Мужчина всегда тверже и равнодушнее женщины, таков был и Никитин, забывший Эмму, не узнавший ее, вторивший ей служебно вежливыми фразами и т.д. Но если Эмма просто примирилась, то Никитин начинает задумываться над философской подоплекой событий. Жаль только, что финал решен крайне иллюстративно, а сыгран крайне неживо.
В целом отрадное явление в советском театре - эта новая инсценировка в настоящем театре честного романа Ю. Бондарева.





Гибель холодного человека

Самое яркое мое впечатление - это фильм Эфроса "В четверг и больше никогда". Фильм очень серьезный, сжато-символический. Построен он на сурово отобранных внешних образах и средствах: богатая природа - спасение человека; холодный город и его порождение; лицо главного героя - гибель человека.


Олег Даль дает страшный и правдивый образ современного холодного человека. Он не показан в действии, весь его характер раскрывается только через динамику психологии героя и ряд ключевых образов: например, живые глаза умирающей лани, подстреленной им.
Этот человек - не сволочь, не подлец, но он не способен чувствовать и сочувствовать, и несчастен от этого. Даль раскрывает горечь этого человека, который не может иметь счастья, так как лишен некоей исконной человечности. Он герой не до конца негативный, его жалко.

Последний могиканин

Даль в какой-то мере отражает приметы нашего поколения. Его родители - Л. Добржанская и И. Смоктуновский - последние могикане истинной интеллигенции, подведены режиссером к твердой черте вымирания и являются людьми, отошедшими в далекое прошлое - это особенно ясно становится, когда они проплывают в замедленной съемке перед внутренним взором Сергея.


Эфрос ввел сценарий Андрея Битова в более жесткие рамки, сжал его, кое-что убрал, что-то добавил. Проблему, поставленную писателем, он поставил особенно четко и безжалостно. Фильм не затянут, удивительно профессионален, и среди современных советских картин занимает особое и замечательное место.

Вера Глаголева в фильме "В четверг и больше никогда". Я о ней тогда почему-то забыл и ничего не написал




Мои дневники

кино, театр

Previous post Next post
Up