Двадцать четвертая глава Кадр из фильма Ингмара Бергмана "Земляничная поляна". Привожу в связи с неимением возможности выложить фото из спектакля
Это был интересный спектакль. Довольно необычный. Занятная идея - сделать спектакль на основе уже ранее снятого фильма, причем фильма классического, чуть ли не культового.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
Вторжение эпического плана
И. Бергман
Земляничная поляна
Режиссер - А. Казанцев
Мир Бергмана - северно-скандинавский, тонкий, с фантастическими туманными образами и жесткого, холодного, ледяного оттенка.
Сцена объединяет большое число разнородных предметов, но не загромождена. Точно переданы эффекты, которые могли пропасть при переводе кинематографической реальности в театральную. Этот переход осуществлен двумя способами: вторжением эпического плана, главный герой комментирует свои действия и слова и рассказывает о тех событиях, которые не могут быть изображены на театральной сцене.
Этот рассказ сопровождается звуковой партитурой, которая, возможно, передает фонограмму фильма, и воссоздает недостающее зрительное звено в восприятии - очень точным звуковым обозначением действия.
Всё это сопряжено с максимальной пространственной и временной условностью, обычной для современной сцены.
Декорация точна. Все предметы необходимы для непосредственного действия - на сцене. Все места действия обозначены: дом профессора, дом его сына, машина, дом из воспоминаний и т.д.
Надо всем этим - стволы деревьев, нечастые, время от времени освещаемые, когда сцена погружена в темноту.
Но художник, точно начертив план места, не создал образ мира, который возникает только в силу режиссерских и актерских усилий.
Мозг и суть спектакля
Наиболее тонко и мудро проявил себя режиссер Казанцев в эпизодах сна и воспоминаний, когда остроумно использовано пространство сцены и возникают фантастические эффекты благодаря тонкому переплетению звука и света.
Но дух спектакля, его мозг и суть - актер Ю. Стренга, который играет главную роль профессора Борга. Борг - одинокий старик 76 лет, в исполнении Стренги - стройный, изящный, интеллигентный. Ему нельзя дать 76 лет (актер намного моложе).
Борг холоден и эгоистичен, но он не жесток, от него веет достоинством, твердостью духа. Он строит свои взаимоотношения с людьми, как считает нужным и не считается с чувствами близких.
Но Борга преследуют сны, где он видит себя духовно мертвым и осужденным за эгоизм и холодность на вечное равнодушие.
По дороге в Лунд, где ему должны вручить диплом почетного доктора, Борг попадает на "земляничную поляну" возле дома, где он жил в детстве. И он ненароком попадает в свое прошлое, видит братьев, сестер, мать, родных, видит свою первую любовь Сару, как она целуется с его братом Сигфридом - первая потеря Исака Борга из-за недостаточной отзывчивости и тепла.
Борг старается вступить в контакт с этими людьми, но контакта с прошлым не может быть.
Борг в черном костюме - прямой и негнущийся - ходит среди розового, белого мира своего детства, он чужой и посторонний в нем.
Эффект земляничной поляны
Сама земляничная поляна - место, обладающее волшебным свойством переносить в прошлое, на сцене выделена просто световым кругом.
После пробуждения от воспоминаний Борг встречает группу молодых людей, с которыми сразу устанавливает контакт и не чувствует неловкости или скованности.
Девушка, которую тоже зовут Сара, и играет та же актриса, что Сару из детства, чувствует близость к старику, между ними возникают теплые, дружеские отношения. О любви речи не идет, но они благотворно влияют друг на друга, и особый внутренний контакт между ними двумя - это нечто, не требующее конкретного определения.
Два других молодых человека - они оба любят Сару - постоянно спорят о Боге, один хочет стать пастором, другой - рационалист. Их спор не находит разрешения, но звучит тревожным отзвуком во всей постановке.
Профессор Борг к отходу готов
Черствоватый, чопорный, жесткий, колючий Борг в результате воспоминаний, соседства брызжущей молодости, казнящих снов, становится другим человеком. Он теплеет, он отмякает, он отогревается, начинает относиться к людям снисходительнее и замечать их страдания.
Взгляд Стренги, сначала стальной и изучающий, тоже теплеет. Эта метаморфоза не категорична, и нет ничего в ней сусального. Мир остался тем же, и не так легко отзываются люди на теплоту Борга, привыкшие к его непроницаемой холодности.
Но Борг нравственно воскрес, отогнал дурные кошмары и теперь имеет право доступа в светлые области прошлого, куда он скоро отойдет навсегда. Но отойдет с теплым и добрым чувством, что жизнь не пропала.
Спектакль ставит вопросы жизни и смерти, как это ни банально и неопределенно. Но именно в постановке столь серьезных вопросов - глубокий философский уровень этого умного и несуетного спектакля.
(Почему-то я так и не написал, что это был спектакль Рижского театра русской драмы. А фильм Бергмана я посмотрел намного позже. Я бы его не сравнивал со спектаклем. Несопоставимые величины)
Актер Юрис Стренга. Он много снимался, и его публика знает
Дневник 1978-79 Мои дневники