Пятая глава Хулио Кортасар, писатель, не нуждающийся в моих жалких эпитетах типа великий, выдающийся и так далее. Он их все заслужил, но они сами по себе ничего не значат.
Я читал Кортасара много и подробно. Не просто бегал по строчкам, а впитывал, проникал и осмыслял. В свое время он меня поразил, потряс, в какой-то мере даже "перепахал", примерно как Густав Малер в музыке, только с Кортасаром это произошло намного раньше, в 80-е годы прошлого века.
Но я не хочу упражняться в характеристиках и определениях, а просто выложу следующую страничку из своего дневника начала 80-х годов.
Я тогда писал простовато, примитивно, без ухищрений, зато от души и по свежим следам прочитанного. Подчеркиваю, что я тогда только начинал знакомиться с наследием этого замечательного художника.
Но начну я с моих записей о пьесах другого Великого - Хенрика Ибсена. Перечитав свои записи, я, помнится, захотел перечитать некоторые пьесы Великого норвежца. Что вскоре и сделал.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
Неповоротливая драма
Хенрик Ибсен
"кесарь и Галилеянин". Ибсен писал об этой пьесе как о главном произведении, но оно не стало таковым. Тяжеловатая, перегруженная историческая драма.
Юлиан-отступник обречен в своем поступке - христианство отменить невозможно. Хотел просто свободы совести, но стал преследовать христиан, т.к. они воинствующе защищались. В результате превратился во врага христиан.
Его образ у Ибсена сложен, психологически очерчен. Сначала просто полуфилософ, чуждый всякой политике, постепенно стал кровавым тираном. Но эта "мировая драма", как ее назвал сам Ибсен, скучное и неповоротливое создание.
Некрасивая история о красоте
"Гедда Габлер" - об аморализме культа красоты, анти-эстетствующая пьеса. Гедда - генеральская дочь, хочет, чтоб всё было красиво, но красивой воспринимает только смерть.
Гедда губит жизнь Левборга, талантливого человека, губит ради своего извращенного эстетизма. Она и не замечает в жизни истинно красивого - той книги Левборга, которую уничтожает. И вполне заслуженно то, что даже смерть Левборга, по вине самолюбивой аристократки, некрасива и ужасна, и в результате ее Гедда оказывается во власти асессора Бракка, в унизительной ситуации.
И сама Гедда совершает роковой поступок, не для красоты, а из-за некрасивой, гнусной ревности к Тее, женщине, поддерживающей и помогающей Левборгу.
Развязка всей этой некрасивой истории - "красивое" самоубийство Гедды Габлер. Ее тяга к "красоте" может найти развязку лишь в смерти, с жизнью она ничего общего не имеет.
Уже здесь Ибсен подбирается к сути искусства и жизни ХХ века, отвергнувшего жизнь ради эстетизации формы (о чем будет писать Томас Манн).
Среди героев пьесы - культ аморализма. Тесман, вроде бы благородный, во всяком случае с виду "честный малый", с радостью хватается за сожжение рукописи Левборга. Он сам бы этого никогда не сделал, но чужими руками - даже очень рад!
Конечно, он, в отличие от жены, не чужд раскаяния, пытается искупить вину, но и он повинен. Кто знает, не было ли у него тайной мысли, когда он не отдал Левборгу рукопись сразу.
Аморален и Бракк, прожигатель жизни, циничный "друг дома". Он несколько напоминает Телятева из "Бешеных денег", но более неприятен в неприкрытом равнодушии. Важен, как идейный собрат Гедды, но мелкий и подлый.
Двое предыдущих аморальны, двое следующих слабы.
Слаб Левборг, ибо подчинился растлевающему влиянию Гедды и опустился буквально за один вечер. Потеря рукописи и символична, как потеря высокого идеала. И легкость этой потери наводит на мысль о частичной виновности самого Левборга.
Слаба Теа, ринувшаяся со своими заботами прямо в логово врага - Гедды. Теа слаба, наивна и слепа. Она не уверена в Левборге, и эта неуверенность тоже приводит к его падению, и она толкает Левборга к гибели, рассказывая всё о своих отношениях с ним Гедде.
Все виновны, но более всех Гедда, хотя и она - дитя своего времени и общества.
Гедда Габлер - Ингрид Бергман. В фильме 1963 года
Взлетая над грешной землей
"Строитель Сольнес" - менее реальная пьеса, полна символов. Она не о крахе индивидуализма, а о необходимости мечтать и взлетать над грешной землей.
Но в этих взлетах кроется и аморализм: взлетевший Сольнес топчет свое семейное счастье, семейный очаг. Гибнут дети.
Он индивидуалист - до встречи с Хильдой, ибо трудится не на благо людей, а для себя. Когда появляется Хильда, она призывает его взлететь, оторваться, построить воздушный замок. Это не индивидуализм, скорее, максимализм юности.
Но этот порыв вверх - возмездие Сольнесу за годы копания у земли, за годы домашних очагов. Возмездие, ибо Сольнес не в силах остаться на высоте.
А может быть, Сольнес - сильная личность? Нечто ницшеанское, по ту сторону добра и зла, на высокой башне. А Хильда - белокурая бестия, влекущая туда строителя? Что ни символ, то загадка.
Нравственное содержание поступков Сольнеса проблематично. Он дал сгореть своему дому (не буквально, но всё же), чтобы начать карьеру строителя. Из-за пожара погибли дети, жена потеряла способность рожать и на всю жизнь не смогла оправиться от потери дома. Это скорее символ того, как мы привязаны к прошлому, частый у Ибсена.
Сольнес утратил личное счастье, потерял семью и начал строить уютные семейные очаги другим людям. В своих домах он постоянно делает три детских, как память о прошлом и вечное напоминание. Его жена тоже, как вечное напоминание и укор. Ее образ слегка утрирован Ибсеном, эти разговоры о долге и пр.
Один раз Сольнес построил церковь с высокой башней и взобрался на самый верх, и там беседовал с Богом.
Хильда с тех пор полюбила строителя и хочет, чтобы он снова взобрался к небесам. В этом смысл ее разговоров о королевстве. "Воздушный замок" - символ мечты.
Хильда считает, что Сольнес зря прожил жизнь, ибо созданный для высоких задач (здесь всё туманно и неопределенно, как всегда у Ибсена), он прозябает, строя простые дома. Хотя то и дело пытается пристроить башню, т.е. тянется в небо.
Загадка юности и возмездия
Хильда призывает Сольнеса помечтать, вознестись и снова побеседовать с богом (почему-то тут я написал с маленькой буквы). Но этот порыв ввысь стоит жизни Сольнесу. Хильде всё равно!
Нет ли и здесь напоминания об аморализме красоты, сильной личности? Тем более, что Сольнес перед тем растоптал счастье Брувика, своего бывшего учителя, проявил черты так называемого "капиталистического хищника".
Но сам поступок - восхождение на башню, разве оно несет кому-нибудь гибель, кроме самого Сольнеса?
В конце концов, "юность - это возмездие". Роль Хильды в том, чтобы совершить такое возмездие? Пускай она сама этого не осознает.
Видимо, Ибсен писал и о необходимости мечтать, и об опасности слишком высоких мечтаний, когда их холодно-звездная красота стоит жизни. То есть, и продолжение той темы, что так ясна в "Гедде Габлер"?
Очень загадочная пьеса.
Запах ХХ века
Хулио Кортасар.
"Из блокнота" - современная фантастика, метро и его аборигены, точнее, постоянные обитатели, которых все больше и больше. Страшно, они бледные. В сущности, об отчужденности современной жизни. Метро - символ человеческого мира.
"Танго возвращения" - обычный южноамериканский рассказ, тонко написан. Стиль!
"О рисунках" - гениально, образно. Эстетический протест против диктатуры.
"Рассказы, которые я рассказываю" - миниатюра в характерном кортасаровском ключе, жизнь и фантазии, жизнь и обман переплелись.
"Клон" - музыкально-прозаический эксперимент. Тонко, захватывает, но холодновато.
"Автобус", "Захваченный дом", "Заколоченная дверь" - раннее. Фантастика + обыденность, от Хоффмана и По. О человеческой неординарности, противостоящей серой толпе, о необходимости человеческого сочувствия и пр.
"Менады" - гротеск, беснующаяся орда меломанов, очень современно (рождает мысли, к примеру, о нашем театральном буме, дикой толпе у входа в театр, почти драках, яростных рывках и пр.).
"Аксолотль" - гротеск, об одиночестве мыслящего.
"Врата неба", "мамины письма", "Здоровье больных" - жизнь и фантазия, попытка обмануть себя, прошлое входит в нас, не отделаешься обманом.
"Конец игры" - уходящее детство, горько-смешно-лирично.
"Слюни дьявола" - слишком метафорично, неинтересно.
"Южное шоссе" - лучшее! Одиночество и солидарность в беде, а потом опять разобщенность.
Один из лучших мировых писателей, запах ХХ века, тонкий индивидуальный стиль, насущнейшие проблемы.
На этом литературная тетрадка заканчивается
Литературная тетрадка советских времен Мои дневники