Первая глава Писал я не только и даже не столько о Высоцком, сколько о спектаклях, в которых успел его застать, увидеть живьем. Не факт, что эти записи могут быть кому-то интересны.
Их главная, если не единственная ценность - непосредственность впечатлений. Написано сумбурно, невнятно (я иной раз сам не могу понять, что хотел сказать), не всегда последовательно и логично. Рука не поспевала за мыслью... Но зато штрихами воспроизводится облик спектакля. По крайней мере, я старался.
Отдельное спасибо Саше Ефимовичу, благодаря которому мне тогда удалось посмотреть весь репертуар театра на Таганке.
Описания спектаклей следовали одно за другим, без всякой иерархии, и часто после шедевра шла проходная постановка. Буду воспроизводить всё так, как было в тетрадке.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
Неотвратим конец пути
Шекспир. Гамлет
Режиссер - Юрий Любимов, художник - Д. Боровский
Главное - смерть, судьба и необходимость слепого, необузданного порыва, бунта.
В. Высоцкий - бунтарь, понимающий бессмысленность борьбы, но бьющийся. Слова звучат органично, прочувствованно, но это Гамлет не интеллектуальный, не философ.
Любимов подчинил Шекспира своему замыслу - обеднил, но всё же цельно и сильно.
Могила на сцене, черепа - и об них разбивают яйца могильщики.
"Быть или не быть" - лишь о смерти. Сцена с черепом Йорика сыграна Высоцким на высочайшем уровне, тоска, боль, живая и мгновенная, отражается в его глазах. Раздумья над жизнью и смертью - не отвлеченные, а пропитанные страшной болью - это очень хорошо.
И тема безнадежного бунтарства, поединок с судьбой, со смертью - близки театру, близки Высоцкому - "Кони привередливые".
Стихи Пастернака перед спектаклем отражены ходом спектакля.
"Чашу эту мимо пронеси" - внутренняя тема Высоцкого.
"Неотвратим конец пути" - смысл и занавеса, и могилы, и всего хода режиссуры.
Спектакль горький и безотрадный; все сволочи, а порядочные люди гибнут.
С занавесом много находок, очень сильных, ярких, глубоких. Сцена с Офелией - когда Гамлет хлещет этот занавес, и суть - через реакцию Полония и Клавдия.
Внешняя выразительность часто грубовата.
Дешево: сцена с актерами, причудливо разросшаяся, как уродливый гриб. Очень глупо и ни к чему.
Сцена могильщиков с присоединением текста и реплик от себя - неумно.
Алла Демидова и Владимир Высоцкий
Действующие лица и исполнители
Клавдий - Смехов - молодой Пиночет, мясник.
Полоний - Штейнрайх - Мюллер или Кальтенбруннер.
Гертруда - Демидова - слабая женщина.
Финал символический, не согласован, неясен.
Смерть Гамлета сама - сыграна очень горько и точно, очень больно. Высоцкий страдает за Гамлета вместе с нами.
Вообще трагедия вся целиком, без сокращений. Наиболее удачный шекспировский спектакль в Москве.
Есть полная аудиозапись
Click to view
Вот она - та самая заветная тетрадка, витиевато и хитровымученно мною разрисованная
Мои дневники Мои замечания о русском театре. 1979 - 1981