И снова дневник. 1983 год. Глава 1. Литературные этюды и эскизы

Feb 09, 2019 10:46

Предыдущая глава



Кадры из фильма Billy Liar по пьесе Уотерхауса и Холла. Отличный фильм Шлессинджера, получше пьесы, я его посмотрел пару лет назад.

Это уже другая тетрадка.
Возвращаемся к жанру дневника, с которого я начинал этот цикл. Правда, этот дневник принципиально ничем не отличается от ранее уже выложенных тетрадок, в нем тоже речь идет о прочитанных книгах, увиденных спектаклях и фильмах.
Один раз я попытался отреагировать на окружающую советскую реальность, ужаснулся, коротко об этом написал, и потом больше к подобным темам не возвращался - вплоть до перестройки.
В начале 80-х годов ХХ века я, в основном, описывал не жизненные события, не действительность, а свои художественные впечатления. Мне это было гораздо интереснее.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

Билли - лжец и фантазер

8 февраля 1983 года

Читал: Уотерхауз и некий Уиллис Холл - Billy Liar.
Уотерхауз - неплохой английский писатель, мастер легкого сатирического юмора, "Конторские будни" - блистательная интрига, сатира на бессмысленную бюрократию, люди работающие, занимающиеся ничем, просто чтобы не быть безработными. Государство их обеспечило, непонятно, откуда это в Англии, типично советская ситуация (вот же глупость я написал!).
Непритязательно, но мелко. Билли, некий фантазер, вырывается из обыденных пут в мир грёз. Но все это и банально, и смешно, и как-то несерьезно. Хотя скроена пьеса крепко, композиция, язык, но заметно уступает выдающимся драмам Реттигена и Шеффера (они все в одной книге - "Пьесы 60-х")

Фантасмагорическая чушь

Дорис Лессинг. "Игра с тигром", в том же сборнике. Фантасмагорически-экспериментальная чушь. Стареющая баба - Анна, томится по Дейву, американскому еврею (Dave Miller). Тот ее, в общем, любит, она его тоже, но он бабник, спит с кем попало, изменяет и возвращается к Анне. Она не желает выходить замуж, терять свободу, т.к. Дейв будет таким же.
Дейв сделал ребенка одной из любовниц, это меняет ситуацию. Он несвободен. Но пока он этого не знает, он приходит к Анне, крутит ей мозги, она то просит ее любить, то отталкивает его, у них философский спор, какие-то символические исчезновения стен квартиры, и Дейв с Анной одни на ковре посреди современного города.


Дорис Лессинг не всегда была старушкой

Они оба изгои, художественные натуры, порвавшие с буржуазными нравами, но эта их "социальная" закваска сведена на нет их сексуальными проблемами, выяснением непростых взаимоотношений.
В конце Дейв уходит к забеременевшей любовнице, а Анна остается страдать.
Тигр - один из образов, всплывающих в беседе Анны с Дейвом, но что он значит, я не понял. Самость, мужественность - непонятно всё это...
Пьеса с претензией, но не магистральная.
(В 2007 году 88-летнюю Дорис Лессинг извлекли из нафталина и почти из гроба, ни с того, ни с сего вручили старушке Нобелевскую премию, тогда я вспомнил эту пьесу, почитал заново, и вновь ничего интересного в ней не нашел, мой диагноз многолетней давности был точным)

Человечек, который хотел быть кудышным

Д. Осборн. "Неподсудное дело" - блистательный всплеск, крик, вопль о никудышном маленьком человечке, который хочет быть кудышным, но не в состоянии.
Самоутверждается с многочисленными женщинами, кроме постоянных жены и любовницы. Клеймит позором английское общество, техническую революцию, весь в гневе, но сам - мелкий мошенник, жалкий лгун, никуда не годен, алкоголик, истерик, усталый, больной человек. По профессии стряпчий, но явно скоро вылетит в трубу.
Слабая личность, но у него есть горечь и осознание собственного ничтожества, и некое чувство вины перед женщинами, и просто перед жизнью.
Мастерская пьеса, телефонные разговоры, реплики, всё динамично, и написано с подлинным блеском.
Я теперь уважаю наших советских драматургов, но так блестяще написать ни один из них не может.
(Напрочь забыл эту пьесу Осборна, прочитал сейчас эти строки с большим удивлением)

Христос глазами разбойника

Пер Лагерквист - шведский писатель. Сюжеты из Евангелия и Библии, мощный пласт, мифологичен и пр.
"Варавва" - на Христа сквозь Варавву, индивидуалист, не понимает христианства, но в конце гибнет вместе с ними.
Вопросы: в чем цель жизни и как надо жить? Варавва, бандит, разбойник, один раз столкнувшись с Христом, на всю жизнь меняется, мучается, не находит себе места, не желает понимать и принимать христианства, но поневоле тянется к нему.
Кстати - порассуждать бы об этих христианских принципах.

19 февраля

Непонимание основ христианской доброты - вот что удивляет у многих в общем умных людей. Желание получить плату за доброту или непонимание того, что не только последователи Христа должны любить друг друга, но все люди.
Догматизация естественной мысли вызывает протест и неприятие, и уходит общечеловеческий смысл.

Пер Лагерквист, замечательный писатель. Советую почитать, не пожалеете


Мои дневники
И снова дневник. 1983 год

литературное

Previous post Next post
Up