Очень давно я не гулял по Москве. Неудивительно. Родной мой город я очень не люблю. Ходить по его улицам да площадям в одиночку смысла не вижу. Лучше бы с девушкой - да всё времени нет.
Но вот сегодня прогулялся немного. С другом и коллегой, интеллигентным человеком, знатоком Шекспира, местным уроженцем, ныне - гражданином одной из стран ЕС-НАТО. Это имеет значение.
Прошли мы сложный путь. От моей нынешней конторы в Спасоглинищевском переулке вниз к памятнику Кириллу-Мефодию, потом вверх к памятнику героям Плевны (якобы там собираются педрилы, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, но вокруг монумента не было ни одной женщины - это факт, а особей мужеского пола было немало), и оттуда к Чистым прудам.
Хочу высказаться по двум пунктам.
1. На Чистопрудном бульваре нас обоих потряс памятник Абаю Кунанбаеву (там казахское посольство, вроде бы, рядом). Мой спутник, гражданин ЕС, даже начал неполиткорректно удивляться - а почему, собственно, в центре Москвы надо скульптурно увековечивать степняка-среднеазиата.
Тем более - вот так:
Обратите внимание - там справа зачем-то имеют место два истукана. То ли это предки Абая, то ли некие языческие божки, но в любом случае - странная композиция. Хотя, думаю, откаты Назарбаева Лужкову были такие, что он хоть весь Чистопрудный бульвар истуканами, капищами да могильными курганами испещрил бы (а Лёша Ридигер отпустил бы грех другу-мэру, за небольшой процентик).
На момент созерцания памятника я не твердо знал, кто такой Абай Кунанбаев, и путал его с Джамбулом. Мой ЕСовский товарищ предположил, что Абай - "собирательный образ", нечто вроде Баяна или Гомера.
Похоже, он был прав. По результатам поисковых работ меня умилил следующий пассаж:
На протяжении 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы. Доселе невиданная в степи социально-философская школа. Да.
2. В течение нашего анабасиса мы миновали два бульвара - возле Китай-Города и Чистопрудный. И я указал своему спутнику-евроейцу на то, что люди в Москве свободно располагаются на траве. Он начал было спрашивать, а что в этом особенного. Но я напомнил ему суровые советские годы (когда он еще жил и работал в столице СССР): могли ли тогда советские люди вот так нагло и буржуазно сидеть, а то и лежать на бульварах? Конечно, нет. Это было запрещено и невозможно. Забрали бы сразу.
Подчеркиваю: речь идет о Бульварном кольце и - стращно сказать! - бульваре вдоль Старой площади.
Нынешняя молодежь, да и не только молодежь, в этом смысле ведет себя совершенно по-западному. Тлетворное влияние достигло бульваров.
Когда я учился в ГИТИСе, в одном здании с нашим театроведческим факультетом располагался Институт русского языка - для иностранцев. И они поражали меня и моих однокурсников своей свободой, приближенной к свободе животного мира - сидели и даже возлежали на трпве в сквере перед входом в здание.
С тех пор прошло 30 лет с гаком. И эту свободу освоили мои сограждане. Да и мы с моим европейским другом позволили себе посидеть на траве возле Китай-Города. Могу сказать, что трава безумно засорена сигаретными бычками. Кузьминский парк чистят лучше.
Но мой спутник заявил, что не видит в этой свободе ничего "европейского". Хоть и ведут все себя, как жители западных стран, но - "русским духом пахнет". То есть - духом пивным.
Концовка выйдет грустной. Практически вся молодежь обоего пола - хлещет, и хлещет, и хлещет в три горла отвратительное пиво. Какой идиот их назвал "поколением пепси"? Пивное поколение - хуже, чем просто потерянное