Дневник. 1986-87 год. Глава 6. Кино, литература и дутая фигура

Apr 30, 2019 10:57

Пятая глава


Елена Коренева в фильме "Ярославна, королева Франции"

Елену Кореневу я тогда очень любил, да и люблю. В хорошем смысле. Как очаровательную женщину и прекрасную актрису. Про фильм написал полную фигню. При чем тут "притча"? Нормальная приключенческая картина с элементами легкой мелодрамы. Суров я был. И безмерно серьёзен. Точнее, бывал.
Про Василия Белова правильно написал. Роман "Все впереди" - очень и очень плохой, на нем кончился большой русский писатель, начал яростно бороться с инородцами и ушел в полное РЛО (русских людей обижают). Раньше я в дневниках Белова хвалил, от своих слов не отказываюсь, он БЫЛ замечательным русским прозаиком. Был, но весь вышел. Увы.

А вот к некоторым фильмам ("Любовь и голуби", которые упоминаю мимоходом в придаточном предложении) и отдельным актерам (Александр Михайлов) я был несправедлив. Но тут уж слов из песни не выкинуть. Сейчас воспринимаю их совсем по-другому.
Альфонса Додэ перечитывать не хочется, а с Бальзаком я совершил грубейшую ошибку - начал читать все подряд, том за томом его собрание сочинений. Так нельзя делать ни в коем случае! Никакой писатель, никакая литература не воспринимается в таких огромных количествах, так что Оноре де Бальзака я вскоре "переел".
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

27 июля 1986 года

Пишет о том, чего не знает

Очень плохой роман Василия Белова "Всё впереди", новый, последний, почему-то не о деревне, а об интеллигенции, причем научной.
Все герои неприятны и противны, мужья и жены перепутаны, все пьют, сексуально мучаются, всё мерзко, и всё малохудожественно, вот что главное.
Непонятно, о чем это, зачем это? Белов пишет о людях, которых не знает, и поэтому потерпел сокрушительное поражение. Он, как и Астафьев, не любит интеллигенцию, но Астафьев афористичен, жесток, четок, а Белов в этом романе расплывчат, разжижен. И ничего больше об этом не хочу писать и думать!

31 июля

Серапионовы сказки Гоффмана

Читал одного из моих любимых писателей Э.Т.А. Хоффмана (так я из пижонства называл Гоффмана) - "Серапионовы братья", первый том, да и то неоконченный.
Какая прелесть эти сказки! Эта смесь фантазии, поэзии, иронии, юмора. Уникальный писатель, но дальше у меня есть только немецкий текст, а читать его нелегко, очень туго продвигается у меня изучение немецкого языка. Когда же я смогу читать?! (так и не освоил я немецкий язык до такой степени, чтобы свободно читать) А как хочется прочесть дальше.

Проститутка остается человеком

Почитал, совершенно вдруг, Альфонса Додэ. "Короли в изгнании", неожиданная тема, есть много юмора, едкой иронии над свергнутыми самодержцами в Париже, пытающимися держаться, как короли, но опускающимися на самое дно. Но книга полна глубоким сочувствием к королеве, которая горда, несгибаема, и изгнание не развращает ее, а окончательно очеловечивает, раскрываются чувства простых смертных.
Роман сильный, энергично написан, сатирическая сторона - превосходно, некая доля риторики и романтики слегка портит (речь идет о дурной романтике), но не до конца. Уж лучше, чем Золя - это точно.

"Сафо" - роман о любви проститутки (точнее, содержанки, куртизанки) к молодому красавцу дворянину Госсеку Д`Арменди. Он полное ничтожество, шваль и дрянь. Живет с Сафо, но стыдится ее, мучается сам, мучает любовницу, а та по-настоящему любит, как ни странно.
Нет ханжеской сентиментальности Дюма-сына. Фанни Легран по кличке Сафо не идеальна, у нее было много мужчин и пр., она грубовата, не шибко образована, хотя жила с художниками, но Госсека любит и делает ради него всё, идет на любые жертвы.
Он, наоборот, думает постоянно, как бы с ней порвать, и держит его только плотское вожделение, высоким стилем выражаясь.
Потом он решает жениться, рвет с Сафо, та страдает, но прощает его. Госсек приезжает забрать свои письма, он не верит ей, хотя Фанни на подлость не способна, и в гнусном припадке ревности вновь связывается с нею, со зла. Жениться он уже не может, но Фанни находит в себе силы сама порвать с ним и уйти к человеку, которого не любит, но который готов даже жениться и от которого имела сына, в общем, ради сына.
Госсек остается один, ни с чем, что он и заслужил, жалкая тряпка и подлец.

Про порядочного подлеца

Додэ лукаво предупреждает, что роман его о том, как "дурная" женщина может испортить жизнь "порядочному" человеку. Оттенок этот иногда проступает в тексте, возможно, Додэ так и хотел.
Но получилось иначе. Бывшая проститутка Фанни настолько привлекательнее и порядочнее своего жалкого красавчика-любовника, что она сама и есть жертва. И смысл романа парадоксально изменяется (хотя бы эпизод с письмами: Госсек, лишив всего Фанни, приняв все ее жертвы, как истинный подлец, думает, что она будет его компрометировать, какая дрянь!)
Мораль, грубо говоря, такова: несчастные женщины, не кидайтесь вы на красоту! Сколько под ней подлости у так называемых "порядочных" мужчин!
Я был под сильным эмоциональным впечатлением от романа, хотя и тут есть доля сентимента и риторики, не позволяющая Додэ стать великим писателем, но он точно ничем не хуже Мопассана (тот дальше, чем Додэ, в подобной тематике не шел, да и отношение к женщине у Мопассана куда более презрительное, как и у моего любимого Чехова, впрочем), Бальзака - тоже риторик хоть куда.
Я хуже знаю Франса и Флобера, но это надо будет лучше узнать. Пока взялся за Бальзака.


3 августа

Бальзак и чистый карамболь

Ну так вот, Бальзак. Начал я со "Сцен частной жизни", начало "Человеческой комедии".
Главные темы - сложности семейной жизни, несовместимость супругов, несходность характеров и, в основном, трагические последствия.
Чаще зловещую роль играет женщина, "Полковник Шабер" хотя бы, одна из лучших повестей, то же в "Госсеке", это абсолютный шедевр, закончен до последнего штриха. Перечтен, увиден и понят мною заново.
Совсем не прост образ Госсека, хрестоматийно истолкованный, он не просто скупой рыцарь или французский Плюшкин, это сильный человек, не жмот-скупец, а презирающий человечество философ, незаурядный финансист, поэт, психолог, наблюдатель, не чуждый привязанности и симпатии к Дервилю, способный на человеческие чувства, кои не омертвели вовсе, и уж совсем не комический персонаж.

Остальные повести цикла - пока - намного слабее этих двух, слегка разжижены, не столь цельны, не пронизаны стержнем, часто распадаются на составные части и иногда мелодраматичны.
"Вендетта", например, дурной и не оригинальный романтизм. "Дом кошки..." - противопоставление некоего парящего художника и симпатичной мещаночки из лавки, тоже второсортный романтизм. Есть легкие анекдотики и скучные рассуждения. Всё весьма неравноценно.
Везде силен мотив злой иронии над аристократией и людьми, выдающими себя за оную. Блестящая концовка "Госсека" ("Принимает, но только на раутах" - надо же так окончить повесть! Это блестящий и чистый карамболь, всё распределяющий по лузам). В этом пункте Бальзак беспощаден и великолепен, особенно когда пишет о "наполеоновской" скороспелой аристократии.

Прекрасная Коренева и анекдотический фильм

Видел два фильма, плохих.
"Ярославна, королева Франции" И. Масленникова - анекдотический фильм, к истории отношения не имеет, но и на ироническую притчу не тянет. В принципе, неясно, о чем он и зачем, если бы не Е. Коренева в главной роли.
Очень интересная работа, маленькая, хрупкая, но мужественная девушка, которая впитала в себя власть, и потому не слышит своих чувств, не осознает их и не допускает возможность любить кого-либо, кроме короля, которого она еще и не видела.
Всё это - сложный клубок страстей., конфликт в душе между зовом сердца и разумом, с победой разума и понимания своей исключительности. Коренева играет всё это, насколько возможно, но режиссер не дает уйти в тонкости, заставляет промахивать мимоходом, мимовзглядом, и оттого фильм теряет свою цельность и ценность.


Шутят, как тюкают топором

"Бешеные деньги" (режиссер - Евгений Матвеев, замечательный актер, но никакой не режиссер) - лихая работа умелого мастера, есть смешные, острые кадры, яркие переходы, находки, но все персонажи поняты до ужаса однокрасочно, прямолинейно. Все актеры играют с двойным нажимом в одном направлении, на одной струне. Не тонко, не иронично. Даже шутки звучат, как будто тюкают топоры.


В этой примитивной атмосфере, в условиях грошовой, тупой иллюстративности теряются даже такие актеры, как Ю. Яковлев, который кривляется, паясничает, пережимает и на удивление туп и глуп.
Что уж говорить об остальных? А, Михайлов - недалекий ремесленник, умело изображающий всё, что требуется, но внутрь никогда не идет (яркий пример - безвкусный лубок Меньшова "Любовь и голуби"(тут я был категорически неправ, но что написано пером...). Л. Нильская - Лидия - развратна и глупа просто, никакого очарования, женского обаяния. Ну и всё в этом роде. Ради чего снимался фильм?

Кадры из вышеописанных фильмов. Елена Коренева. Людмила Нильская и Елена Соловей



Мои дневники
Дневник. Тетрадь №3. 1986-87
Необязательные мемуары

фильмы-1, литературное

Previous post Next post
Up